Психологический портрет современного школьника
статья

Шитикова Флера Абдуловна

Отличительные признаки современного ученика начальной школы. Проблемы духовности, клипового мышления, гиперактивности. Учет новообразований в организации образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol.portret_sovr.shkolnika.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический портрет современного младшего школьника

Вот уже 5 лет я работаю педагогом-психологом начальной школы. Младшеклассник сегодняшний особенный. Попробую выделить его несколько отличительных признаков.

 Младший школьный возраст (7-10 лет) занимает особое место в психологии, потому что  обучение в школе – качественно новый этап психологического развития ребенка. Современный ученик начальной школы – ребенок, шагающий в ногу со временем, раскрепощенный, подвижный,  рано информационно повзрослевший, рациональный и в хорошем смысле слова прагматичный. Разносторонний, мобильный. С легкостью овладевает новые современные технологии, ему доступна любая информация,  есть большие возможности развивать свои  способности.  Его мир, как правило, заполнен материальными ценностями. Свободного общения со сверстниками мало, ведь родители часто с раннего детства загружают кружками/секциями или окружают  различными гаджетами. Специалисты отмечают, что современный младший школьник стал более осведомленным, эрудированным, чем его сверстники прошлых поколений, и в то же время он менее коммуникативный, более  несамостоятельный, инфантильный, «проблемный». Остро обсуждаются проблемы гиперактивности, «клипового» мышления, духовности. Дети нацелены на получение быстрого результата нажатием одной кнопки.

 Многих ребят сложно удержать на месте, они в постоянном движении, им трудно сконцентрироваться на каком-то занятии,    выполнять указания взрослых не желают, дружить, сотрудничать не умеют, часто вступают в конфликты. Положение в коллективе сверстников сказывается на успешности обучения, сложнее проходит и  адаптационный  период.  

Благосклонное отношение многих родителей к компьютерным играм вредит личностному, интеллектуальному развитию ребенка. Во все времена личностное развитие связано с героями, на которых дети равняются. Сегодня это Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, вампиры, трансформеры. Обладая суперспособностями, не всегда эти герои являются носителями духовных ценностей, а потому понятия «что такое хорошо и что такое плохо» у ребят нивелируются. Компьютерные игры затягивают, они далеки от реалий, здоровье ухудшается, нередко появляется зависимость.

Увлечение гаджетами, «потеря» в информационных дебрях приводит к развитию «клипового» мышления, когда человек перестает думать, мыслить самостоятельно: «зачем, если можно спросить  Google?». Левое полушарие человека, отвечающее за логику, речь, не развивается. Пропадает  уважение к тексту, ведь главное – инструкция! Анализ информации заменяется ее потреблением, без «переваривания». Нарушается общение, снижается эмпатия.  Меняется соотношение позитивной и негативной информации: «затапливание» негативной информацией приводит к снижению энергетического потенциала человека. Детям сложно излагать свои мысли, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения, учить стихи.

Учет новообразований, возрастных особенностей ребят необходим для организации учебной деятельности, правильного построения урока. Доктор психологических наук, профессор Е.П. Ильин рекомендует обращать особое внимание на развитие волевых качеств ученика. И здесь важно следующее:  

- связывать задания с потребностями и интересами школьников: «надо» не является основной мотивацией деятельности младших школьников, поэтому важно сделать задание значимым для самого ребенка;

- раскрывать школьникам цели, то есть конечные результаты деятельности и пути ее достижения;

- создавать оптимальную сложность задания, чтобы актуализировать потребность достижения успеха

- создавать условия для демонстрации учащимися их продвижений к цели, то есть необходимо, чтобы ученик осознал, что это продвижение – результат его собственных усилий;

- обеспечивать наличие инструкции о способах выполнения задания.

Необходимо продумывать специальную работу по организации внимания детей. Клиповое мышление современных ребят ставит учителя в другие условия передачи материала. Чтобы заинтересовать ученика, важна образно-насыщенная подача  материала с минимумом текста (яркая презентация, картинки, запоминающиеся формулировки). Развивать понятийное мышление помогут специальные занятия-тренинги по обучению сосредотачивать внимание на одной задаче, цели, предмете. Полезным будет и побуждать ребенка говорить, высказывать свое мнение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет учителя

Методика "Психологический портрет учителя" помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, принять решение - "ме...

Психологический портрет тревожного ребенка, методы коррекционного воздействия.

В материале дается  описание тревожного ребенка, правила работы с тревожными детьми и их родителями....

Молодежный экстремизм: особенности и причины. Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации.

В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.  Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремист...

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников....

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...