Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.
материал на тему

Хайдарова Маргарита Сергеевна

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников

Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, то есть находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность.

Для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта - он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

Таким образом, одна из возможных причин снижения насгроения у аддиктов - это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов - это субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.

Многолетний опыт общения с аддиктами показывает, что большинство из них думают о своем расхождении с нормами общества. В этой связи необходимо сказать

о постоянной «борьбе с социумом», которую ведут большинство аддиктов в силу своей неформальности: скандалы с родственниками, стычки с начальством, непонимание со стороны окружающих.

Выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую

влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дистрофии и депрессивных состояний.

Предположение о том, что высокая тревожность является одной из причин увлечения компьютерными играми и зависимости от них, очень значимо для объяснения природы самой зависимости и ее профилактики.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Ему приходится «убивать» «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Человек, находясь, длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Таким образом, считается, что высокая тревожность у аддиктов - это и причина, и следствие аддикции. В этой связи логично предположить, что увлечение компьютерными играми - это гиперкомпенсации личностной тревожности. Потребность уменьшения тревожности побуждает человека «уходить» в виртуальную реальность. Виртуальный мир уменьшает тревогу на время игры, но после выхода из нее тревожность вновь увеличивается. Таким образом человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, каждый виток которой усиливает дезадаптацию и тревожность, что усиливает потребность в игре, а это усиливает зависимость.

Развитие компьютерной техники, распространение Интернета, широкий доступ к компьютерам привели к возникновению и стремительному росту числа случаев компьютерной игровой зависимости среди различных групп населения, и, особенно, среди детей и подростков, являющихся группой риска игровой аддикции. Негативное воздействие компьютерной игровой зависимости, обусловливая социально-психологическую дезадаптацию личности, создает реальную социальную угрозу психическому здоровью молодежи.

По данным анонимного анкетирования населения мегаполиса 23% опрошенных вовлечены в проблему компьютерной игровой зависимости и имеют признаки 1- 3 стадии игровой аддикции, которая широко распространена во всех возрастных группах. Из которых дошкольников (21%), школьников (26 - 38%), студентов вузов (24%), офисных работников 22 - 30 лет (21%) и 31-40 лет (15%). Наиболее подвержены компьютерной игровой зависимости подростки, особенно среднего (5-8 классы) и старшего (9-11 класс) школьного возраста, среди которых 33 и 38%, соответственно, имели выраженные признаки компьютерной зависимости.

Анализ причин и мотивов занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры - это способ занять свободное время. При этом 20% «увлеченных» и 30% «зависимых» подростков причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем», что указывает на желание их скрыться в виртуальном мире от социальных стресс- факторов.

Ценностные ориентации подростков с компьютерной игровой зависимостью («зависимые», «увлеченные») и лиц нормативной группы имеют выраженные черты различия. Для «зависимых» наиболее важными являются «досуг, развлечения» как приятное и бесцельное время препровождение (Kj=0,846); «материальное благополучие» (Kj=0,804). В группе «увлеченных» доминируют жизненные ценности «материальное благополучие» (Kj=0,815), «досуг, развлечения» (Kj=0,783). Значимость ценностей «культурное развитие», «стремление получить профессию и образование», «физическое развитие и здоровье», «любовь, брак, семья» значительно ниже в обеих группах.

По данным теста Леонгарда-Смишека ведущими акцентуациями характера в группе «увлеченных» (1-2 стадия КПЗ (компьютерная игровая зависимость)) являются «демонстративный», «гипертимный» и «возбудимый» типы акцентуаций. Для «зависимых» подростков (3 стадия КПЗ) ведущими акцентуациями характера являются - «возбудимый», «неуравновешенный» и «гипертимный» типы акцентуаций. Частота встречаемости типов акцентуаций линейно повышается в группах нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков.

Психологический статус подростков с компьютерной игровой зависимостью по данным тестов САН, шкала реактивной тревожности характеризуется снижением самочувствия, активности, высоким уровнем ситуационной тревожности. По данным цветового теста психологический статус «увлеченных» подростков характеризуется высоким уровнем психического напряжения, тревоги, суммарного отклонения, вегетативного коэффициента, а так же снижением работоспособности. Психологический статус «зависимых» подростков характеризуется высоким уровнем психического утомления, психического напряжения, тревоги, эмоционального стресса и суммарного отклонения от аутогенной нормы, а так же

снижением работоспособности и вегетативного коэффициента.

Обобщенный цветовой выбор лиц с компьютерной игровой зависимостью указывает на наличие у них: нервно-психической неустойчивости, психического стресса, утомления, неудовлетворенных потребностей в эмоциональной сфере; снижения жизненной энергии и работоспособности; повышенной раздражительности, возбудимости, ощущения беспомощности и разочарованности; компенсирующего типа поведения, выражающегося в настойчивом и неадекватном стремлении к независимости, попытках добиться значительности и влияния.

По данным теста РДО (реакция на движущийся объект) у подростков с игровой зависимостью (в сравнении с нормативной группой) снижено количество точных реакций РДО, выше количество преждевременных реакций и среднее арифметическое отклонение, что указывает на превалирование возбудительного процесса, неуравновешенность нервных процессов. По данным теста «Диагностика Функциональных Состояний ЦНС» у подростков с игровой зависимостью достоверно ниже устойчивость реакций, концентрация внимания, уровень функциональных возможностей и функциональное состояние ЦНС, что указывает на снижение адаптационных возможностей их ЦНС и высокое использование функциональных резервов, которые находятся в стадии устойчивого истощения.

Таким образом, гипотеза о том, что негативное психологическое воздействие современных компьютерных технологий на молодых людей проявляется в росте уровня их тревожности, агрессивности, формировании Интернет-зависимости в виде аддиктивного поведения (гемблинге и порнофилии) доказана.

Компьютерная игровая зависимость требует разработки, реализации дифференцированных мер профилактики на социально-общественном, социально- средовом и индивидуальном уровнях. Это представлено в виде специальных психопрофилактических программ, стратегий, направленные на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости. Для оценки эффективности профилактической программы необходимы регулярные психологические и социологические исследования.

Список использованных источников

1

Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. СПб., 2011. - 54 с.

2

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2013.-351с.

3

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2011. 272 с.

4

 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, : 2008. Издательство: Аспект Пресс ISBN: 5-7567-0274-1 978-5-7567-0274-3.

5

Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимой личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004

6

Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.

7

Браславский П.И. Современные способы  репрезентации // Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003

8

Браславский П. И. Театр и его двойник виртуальная реальность // Изв. Data. In Proc. of CLEF'2014.

9

Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации// Психологическая наука и образование № 3/2003.- С.43

10

Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. - №1. - С. 90-100.

11

Гофман А.Г. Клиническая наркология. М., 2003. - 214 с.

12

Грановская P.M. Психология защиты / P.M. Грановская. -МПб.: Изд-во «Речь», 2007. 474 с.

13

Григорьев Г.И. (ред.) Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008.- 504с.

14

Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с

15

Гудимов В. В. Психология киберигр Электрон, ресурс. Режим доступа: http://psynet. by. ru/texts/gudimovl. htm, 2003.

16

Дмитриева Т. www Газета.ги/ seiense/2014/06/21

17

Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.).-СПб.: ВЦЭРМ, 2007. -94с.

18

Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии. 2007, N25 (30). С. 18-25

19

 Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30). С.68-75

20

Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: Москов. гос. пед. ун-т, 2003. 16 с.

21

. Желдак О.И. Компьютерная зависимость школьников / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. копф, -Минск, 2004. С. 68-69.

22

Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. СПб.: Нева, 2010-07-27.

23

Заявка 2004117045/14 РФ. МКП7 A 61N 1/00. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью / А.А. Несмеянов, А.Ю. Акопов. -Заявл. 01.06.2004; опубл. 20.11.2005.

24

. Змановская Е.В, Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011:

25

Змановская Е.В. «Современный психоанализ. Теория и практика»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 ISBN 978-5-49807-629-4

26

Клиническая психология Автор: Карвасарский Б.Д.(ред.) Издательство: Питер Год: 2011 Страниц: 864.

27

Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 960 с.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития.

28

 Кимберли С. Янг, «Диагноз – Интернет-зависимость». 17.06. 2013. – 32с.

29

Научно-методический журнал «Евразия» 2009. – 19-24с.

30

 Менделевич В. Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? 2011. – 16-20с.

31

 Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2012. – 592 с.

32

http://www.mentalhelp.net/guide/iad.htm.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья знакомит с работой на интерактивной доске SmartNotebook;проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук»....

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников....

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий. ...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....