Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.
материал на тему

Хайдарова Маргарита Сергеевна

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен (заболевание/синдром) "(нарко) зависимости от Интернета", или Интернет-аддикция (Internet Addiction Disorder, или IAD). Internet – это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть ARPAnet, которая была создана в конце 60-х годов по заказу Министерства Обороны США. Принципы организации этой сети оказались настолько удачными, что многие другие учреждения стали создавать собственные сети на тех же принципах. Эти сети стали объединяться между собой, образуя единую сеть с общим адресным пространством подобно тому, как все телефонные станции одного города поддерживают единую систему номеров. Эта единая сеть стала называться Internet. До середины 90-х годов Internet использовался в основном для пересылки электронной почты. Были доступны и другие возможности: телеконференции – обмен мнений с помощью электронных писем; серверы новостей – рассылка новостей по темам; файловые серверы – хранилища файлов, которые пользователь может получить в виде письма, направив специальный запрос. Пользоваться перечисленными возможностями было не так-то просто, поэтому до 1993 года Internet использовался в основном лишь в научной среде.

Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или Web).

Это содержащаяся в Internet всемирная распределенная база документов. Каждый компьютер, имеющий постоянное подключение в Internet, можно использовать в качестве Web-сервера и поместить на него документы, которые желательно сделать общедоступными. Присоединившись к Internet, пользователь должен ввести лишь свое имя Web-сервера, и на экран выводится картинка (Web-страница) встроенного справочника. На ней могут находиться тексты, рисунки и другие объекты. Выбрав мышью любой из них, вы перейдете к соответствующему документу. Выбирая различные ссылки, вы можете за несколько минут побывать на Web-серверах в десятках разных стран.

Простота доступа к Web-страницам привела к тому, что к Internet стал подключаться самый что ни на есть массовый пользователь – всем сеть Internet интересна, полезна, а многим даже жизненно необходима. Количество пользователей стало лавинообразно расти – в несколько раз в год. На Web-серверах стала размещаться различная информация – сведения о фирмах, реклама товаров, советы по эксплуатации и техническая документация на товары и т.д. Политические партии и общественные организации публикуют в сети материалы о своей деятельности, программы и воззвания. На Web-серверах университетов можно прочесть научные труды их сотрудников, сведения о приеме и выпуске студентов и учебные планы. Многие газеты и журналы выходят сразу и в печатном и в электронном виде как Web-документы. Имеется также огромное количество информации по финансам, бизнесу, промышленности, спорту, культуре, развлечениям, хобби – практически по всем сферам человеческой деятельности.

Как техническая система, российский Интернет существовал уже в 1991 году, ежегодно численность пользователей удваивалась, и в конце первого полугодия 1991-го года аудитория российского Интернета, по данным, СОМСОN, составляла 2,4-3% (1,3-1,6 млн. человек).

В США, для сравнения, 33% населения пользуется сетью, в Канаде около 25%, а в Европе эти цифры широко варьируются.

В целом по России, 60% аудитории Интернет имеют высшее образование. Как правило, это люди с относительно высокими доходами.

Исследование фонда «Общественно мнение» показало, что примерно четверть россиян – оптимисты и именно среди оптимистов наиболее высока доля приобщенных к Интернету (12%) и ориентирующихся на его использование 50 (%)!

Щупальца глобальной сети уже внедрилась во многие сферы человеческой деятельности, и влияние Интернета продолжает расти.

Например, для сферы бизнеса, Интернет становится не только дополнительным сбытовым каналом, но и мощным инструментом ведения бизнеса. Сфера образования получила не только обширные коллекции рефератов в помощь студентам, но и новые образовательные технологии. Для науки Интернет - огромная библиотека, инструмент взаимодействия с коллегами. Это позволяет ей развиваться более интенсивно, оперативно реагировать на появление практической деятельности.

Сегодня важную роль интернет-технологий понимают и используют не только компьютерщики, специалисты, преподаватели, но и студенты, и школьники. Каждому пользователю Интернета известно, что такое электронная почта. Название говорит само за себя. С помощью электронной почты письмо дойдет до адресата, находящегося, скажем на другом конце земного шара максимум за час.

IRC – аббревиатура, обозначающая такую услугу Интернета, как возможность общения сразу с несколькими пользователями Интернета в реальном времени. Представьте себе: вместо того, чтобы разговаривать по телефону с одним собеседником, вы подключаетесь к сети с помощью клавиатуры общаетесь сразу с кучей незнакомцев. Да, часто в IRC общаются совершенно незнакомые люди. И тут приходится соблюдать определенные меры безопасности. Поэтому принятый здесь стиль общения на первый взгляд покажется странным. Один из известных зарубежных авторов книг по Интернету М.Пайк пишет:

«В большинстве каналов существуют вопросы и темы, которые не следует поднимать. Считается неприличным давать вопросы о поле, сексуальной ориентации или семейном статусе участников. Такие вопросы совершенно неприемлемы и могут вызвать серьезное противодействие. При подсоединение к новому для вас каналу вопрос «есть ли тут мальчик/девочка?» влечет немедленное отключение».

Общение по Интернету часто не проходит даром. Оно невольно заставляет предположить «виртуального» собеседника, в сети человек чувствует себя спокойнее, что тут думать о внешности и всем остальном не надо (т.е. не имеют значения внешность, коммуникативные умения и т.д.).

М.Пайк справедливо отмечает: «Для некоторых IRC является местом, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни». Общаясь в Интернете, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

Максимум, могут отключить с того  канала, где вы «нагрубили». Потом обычный человек начинает переносить полюбившиеся привычки и вольности виртуального мира в реальный. Он начинает проявлять бестактность и безответственность уже не в сети, а в реальной жизни. В Интернете так же есть игры, которые получили распространение. Они привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, живущих на разных концах земли. Словно по мановению волшебной палочки они оказываются в виртуальном городе с множеством людей, и каждый между делом может пообщаться с кем-нибудь из них, заняться бизнесом и т.д.

Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако просто «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мыли человека. Привыкание, как заметили американцы, имеет ту же природу, что и патологическое стремление к азартным играм.

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line" .

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Другие ученые дополнили этот список:

Сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором.

Вход в Интернет в процессе не связанной с ним работы.

Потеря ощущения времени on-line.

Более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече.

Постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей сессии.

Игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в Интернет.

Невозможность сократить время пребывания в Интернете;

Пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в Интернете.

Вход в Интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности.

Появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер.

«Тайное» вхождение в Интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины.

.Отрицание наличия зависимости.

Психологические симптомы:

                                        

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером

                                        

Пренебрежение семьей и друзьями

 

Невозможность остановиться

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером

                                        

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером

Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности

Проблемы с работой или учебой

Физические симптомы

                                        

Синдром карпального канала(туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)

                                        

Сухость в глазах

 

Головные боли по типу мигрени

                                        

Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи

Боли в спине

Расстройства сна, изменение режима сна

Пренебрежение личной гигиеной

Список использованных источников

1

Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. СПб., 2011. - 54 с.

2

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2013.-351с.

3

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2011. 272 с.

4

 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, : 2008. Издательство: Аспект Пресс ISBN: 5-7567-0274-1 978-5-7567-0274-3.

5

Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимой личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004

6

Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.

7

Браславский П.И. Современные способы  репрезентации // Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003

8

Браславский П. И. Театр и его двойник виртуальная реальность // Изв. Data. In Proc. of CLEF'2014.

9

Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации// Психологическая наука и образование № 3/2003.- С.43

10

Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. - №1. - С. 90-100.

11

Гофман А.Г. Клиническая наркология. М., 2003. - 214 с.

12

Грановская P.M. Психология защиты / P.M. Грановская. -МПб.: Изд-во «Речь», 2007. 474 с.

13

Григорьев Г.И. (ред.) Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008.- 504с.

14

Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с

15

Гудимов В. В. Психология киберигр Электрон, ресурс. Режим доступа: http://psynet. by. ru/texts/gudimovl. htm, 2003.

16

Дмитриева Т. www Газета.ги/ seiense/2014/06/21

17

Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.).-СПб.: ВЦЭРМ, 2007. -94с.

18

Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии. 2007, N25 (30). С. 18-25

19

 Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30). С.68-75

20

Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: Москов. гос. пед. ун-т, 2003. 16 с.

21

. Желдак О.И. Компьютерная зависимость школьников / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. копф, -Минск, 2004. С. 68-69.

22

Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. СПб.: Нева, 2010-07-27.

23

Заявка 2004117045/14 РФ. МКП7 A 61N 1/00. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью / А.А. Несмеянов, А.Ю. Акопов. -Заявл. 01.06.2004; опубл. 20.11.2005.

24

. Змановская Е.В, Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011:

25

Змановская Е.В. «Современный психоанализ. Теория и практика»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 ISBN 978-5-49807-629-4

26

Клиническая психология Автор: Карвасарский Б.Д.(ред.) Издательство: Питер Год: 2011 Страниц: 864.

27

Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 960 с.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития.

28

 Кимберли С. Янг, «Диагноз – Интернет-зависимость». 17.06. 2013. – 32с.

29

Научно-методический журнал «Евразия» 2009. – 19-24с.

30

 Менделевич В. Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? 2011. – 16-20с.

31

 Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2012. – 592 с.

32

http://www.mentalhelp.net/guide/iad.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические факторы развития и их влияние на школьную успеваемость.

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов, на родительском собрании для работы по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников....

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий. ...

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников....

Влияние психологических факторов развития ребенка на школьную успеваемость

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности...

психологические факторы развития детей и их влияние на школьную успеваемость

        Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, яв     является у...

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия современного школьника.

Сегодня я хочу рассказать вам об использовании компьютерных технологий на логопедических занятиях, с целью обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия совре...