Влияние психологических факторов развития ребенка на школьную успеваемость
учебно-методический материал на тему

Блументаль Ольга Альбертовна

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_uspeshnost.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние психологических  факторов  развития ребенка  на школьную успеваемость.

     Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей. Умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития человека. У школьников умственное развитие играет существенную роль, поскольку от него порой зависит успешность учебной деятельности, что отражается на всех сторонах личности – эмоциональной, мотивационной, волевой.

     Что же понимается под психологической готовностью детей к школьному обучению? Речь идет о перестройке всего образа жизни и деятельности ребенка, о переходе к качественно новой стадии развития, что связано с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребенка. Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов.

     Главным условием формирования психологической готовности к школе является  потребность каждого ребенка в игре. Именно в игре формируются все познавательные процессы ребенка, умение произвольно управлять своим поведением, подчиняясь правилам игры, формируются все психологические новообразования дошкольного периода развития и закладываются предпосылки для перехода на новый качественный уровень развития. В последние годы складывается тревожная ситуация психологической неготовности большого числа детей, приходящих учиться в 1 класс. Одной из причин этого является тот факт, что современные дошкольники не только мало играют, но и играть не умеют. Это искажает нормальный ход психического развития и негативно отражается на формировании готовности детей к обучению в школе.

     В числе одной из причин этого называется неправильное понимание родителями и воспитателями подготовки детей к школьному обучению. Вместо того, чтобы предоставить ребенку условия для развития его игровой деятельности, взрослые, отнимая время от игровых занятий и искусственно ускоряя детское развитие, учат его писать, читать и считать, то есть тем учебным умениям и навыкам, которыми ребенок должен овладеть в следующем периоде возрастного развития.      

     Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у будущего первоклассника  психологических предпосылок учебной деятельности. 

      К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение.                                                                        

 

 Без этих  простых и даже элементарных, но являющихся базовыми, психологических умений обучение невозможно.

     Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют только пути и способы работы, особенности индивидуальной  деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.

      Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности. К таким свойствам относятся сила-слабость, подвижность-инертность, уравновешенность - неуравновешенность нервных процессов. Психологические особенности темперамента в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.    

      Учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов. Большое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные и типологические особенности.

     Так, у учащихся со слабой нервной системой недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания  можно компенсировать усилием самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, а их быструю утомляемость – частыми перерывами в работе. Важную роль в преодолении трудностей учебного процесса у школьников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами играет учитель, которому необходимо владеть ситуациями, затрудняющими или облегчающими учебную деятельность школьника.

Положительные стороны учеников со слабой нервной системой:

- могут работать в ситуации, требующей монотонной работы по алгоритму или шаблону;  - любят работать последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы;                 - планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;               - предпочитают использовать наглядные изображения ( графики, схемы, таблицы);             - умеют  контролировать задания и проверять полученные результаты

Отрицательные стороны учеников со слабой нервной системой:

- быстро устают, теряют работоспособность, допускают ошибки, медленнее усваивают при длительной напряженной работе;                                                                                           - работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные ограниченные во времени) вызывает трудности;

- затрудняются при работе в ситуации, требующей отвлечения или распределения,  переключения внимания;                                                                                                                - трудно усваивают большой по объему и разнообразию содержания материал.

     В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить сумму знаний, но и сформировать у него систему знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Добиться этого можно двумя путями:                                                                       - целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;

- предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования умственного развития младших школьников, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности.

     Оказывая существенное влияние на школьную успеваемость, умственное развитие не всегда однозначно определяет школьные успехи или неуспехи ребенка. В средних и старших классах на успешность школьного обучения начинают оказывать сильное влияние и другие факторы, меняя влияние фактора умственного развития. Это значит, что достаточно хорошо может учиться ребенок, характеризующийся невысоким уровнем умственного развития, а ученик, показывающий высокие результаты по интеллектуальным тестам, может демонстрировать средние или ниже среднего успехи в учении. Это свидетельствует о множестве причин, порождающих школьную неуспеваемость, где уровень умственного развития – только одна из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические факторы развития и их влияние на школьную успеваемость.

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов, на родительском собрании для работы по предупреждению школьной дезадаптации младших школьников....

Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

Чтение- важный фактор развития ребенка

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Эту важную деятельность им заменил экран. Дети смотрят  всё подряд:  рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. И т.д. В результ...

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия...

психологические факторы развития детей и их влияние на школьную успеваемость

        Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, яв     является у...