Чтение- важный фактор развития ребенка
материал на тему

Балаганская Ольга Николаевна

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Эту важную деятельность им заменил экран. Дети смотрят  всё подряд:  рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. И т.д. В результате чего у детей происходят серьёзные нарушения в их развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie-_vazhnyy_faktor_razvitiya_rebyonka.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Тема нашего собрания достаточно серьёзная и актуальная. Считаю целесообразным поговорить об этом на ранних этапах обучения. Речь пойдёт о чтении.

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Эту важную деятельность им заменил экран. Дети смотрят  всё подряд:  рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. И т.д. В результате чего у детей происходят серьёзные нарушения в их развитии.

1. Отставание в развитии речи.

их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет, число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Дети  бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу учащихся за 2007 г.

Много читают – 16, 6 %;

Читают легкое на досуге – 29,9%;

Читают для учебы - 49%;

Не любят читать - 17,2%.

 Сегодня  мы поговорим о том, как  пробудить у ребёнка  интерес к чтению. Как вырастить книголюба. Мы поговорим о том, как родители могут помочь ребенку научиться читать , ценить мудрость книг. В Ваших силах привить у ребёнка интерес к чтению.

Сейчас я вам дам ряд рекомендаций, которые окажут вам помощь в  этой деятельности.

Прежде всего мне хочется  вам напомнить о том, что вандализм по отношению к книгам в 7-8 летнем возрасте не допустим. (азбука в безобразном состоянии).

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Приучайте ребёнка к тому, что  одним из лучших  подарков является- книга.

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию).

В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг.  Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в районную библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

Сделайте поход с ребенком в книжный магазин приятным событием. Не следует делать покупки в спешке.  Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами и сделает свой выбор.

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

К сожалению современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Большинству родителей сейчас не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, — это на газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.

Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

 Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу  и читайте ее понемногу каждый вечер.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочитать дальше самостоятельно, а потом вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» — ребенок может понять, что вы таким способом пытаетесь заставить его читать.

Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Не давите на ребенка

Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи!

Не все дети умеют хорошо читать. Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.

Для многих детей прочитанное остается набором событий, имен и названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. В таком случае книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное — уже готовые, разработанные и нарисованные кем-то образы. Видимо, современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей-неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чем пишет автор.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке.

Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книги. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав про «Мойдодыра», умывайте своего чумазого малыша приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто-чисто, чисто-чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Я рекомендую вам:

создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;

в течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;

когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаст эффект принуждения);

если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;

проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;

отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребенок будет стараться порадовать вас своими успехами;

не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) — постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

Если ребенок категорически отказывается читать, попробуйте читать ему о том, чем он интересуется. Например, если он увлечен динозаврами — читайте о динозаврах.

  О технике чтения.

Не для кого не секрет, что техника чтения в образовательном процессе – основа чтения, она имеет  важное значение.

 Слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем – в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.

В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.

Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.

Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.

Во втором классе можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать, и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то и к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 120 слов в минуту.

За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.

Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:

1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.

 2. Самозамеры.

 3. Чтение перед сном.

Кроме того соблюдение режима щадящего чтения( 10 мин чтения 5 мин отдых).

 и гигиенические требования к чтению (проветривание перед чтением, правильная посадка, свет, неотвлекающие посторонние звуки).

Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту, а это норма 1-го класса и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым.  В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ребёнок  читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.

Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать. (книжки для детей предполагают все перечисленные требования).

В заключении хочу сказать. Сейчас наши дети читают медленно, допускают ошибки, но к такому чтению надо отнестись с пониманием. Пройдёт время и ребята зачитают быстрей вас. Радуйтесь вместе с ребёнком каждому самостоятельно прочитанному   слову, хвалите за каждую букву. Пусть ребёнок гордится всякой удачей. Создайте все условия,чтобы ребёнок ощущал радость и удовольствие от чтения.

Успехов вам!

Организационные вопросы:

1.Зима

Зимние традиционные мероприятия:

- Акция «Подари радость детям» ( канцелярия, новые вещи, книги, сладости, диски).

- «Мама, папа. Я – спортивная семья» Ломаковские Людмила Николаевна и Павел Николаевич.

- К Новому году – мишура, дождь.

- выучить стих.

- приготовить костюмы – УТРЕННИК 29 декабря, родителям присутствовать.

-26 декабря - театр

- ЛЫЖИ (А.Ю. Петров)

- Подарки Людмила Николаевна.

2. Кружки

3.Конкурсы

-конкурс рисунков «Рождество»

-Конкурс рисунков о профилакте интернет –зависимости

- Конкурс рисунков «Россия-родина моя»

-конкурс стихотворений о родине, России.

4. Учебники привести в порядок, карандаши отточить.

5.Таблицу выучить

6.Проездные купить

7. Куртки обозначить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорость чтения - важный фактор успеваемости.

В даннай работе идёт речь о развитии оптимального чтения. Чтения, которое помогает хорошо учиться не только в начальной школе, но и в старшем звене, т.к. развивается техника чтения. Даются рекомендаци...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

Влияние психологических факторов развития ребенка на школьную успеваемость

игра; умственное развитие; организация учебной деятельности...

Организация внеурочной деятельности как важнейший ресурс развития ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школ...

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия...

Смысловое чтение как фактор развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста

На уроке литературного чтения дети читают книги с огромным нравственным потенциалом. Для того чтобы дети воспринимали эстетические и нравственные ценности, необходимые знания, обогощать свой читательс...