Главные вкладки

    ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    статья на тему

    Гиззатуллина Ирина Николаевна

    Работа с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл работа с родителями29.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    И.Н. Гиззатуллина учитель начальных классов

    МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя Росси Тюнина А.В.»

        Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…

        Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

    В.А. Сухомлинский

    В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

    В Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка». А мы, педагоги, помогаем родителям повысить педагогическую культуру, разъясняем им смысл воспитания и развития ребенка.

    По мнению специалистов, взаимодействие семьи и школы, родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

    Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование ценностного отношения к здоровью. Для обеспечения реализации ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями Сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов работы. Я выделяю основные задачи организации совместной работы:

    1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

    2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);

    Первое мое знакомство с будущими первоклассниками и их родителями происходит задолго до 1 сентября. Меня интересуют учебно-познавательные возможности, которые определяются психологическими и физиологическими критериями, функциональными особенностями организма каждого ребенка, так как в настоящее время среди учащихся первых классов здоровыми являются не более 12% детей.

    На такой встрече с родителями будущих первоклассников присутствует школьный психолог. Мы объясняем родителям, что трудности овладения школьной программой часто бывают связаны с индивидуальными особенностями учащихся – например, если в первый класс попадают дети, не достигшие достаточной функциональной готовности к школе (это могут быть дети с чрезмерной медлительностью мышления, часто и длительно болеющие дети и т.д.), то эти дети не смогут успевать за темпом работы в классе. А индивидуализация обучения в коллективе, насчитывающем 20 человек, очень затруднена, поскольку должна быть направлена не только на облегчение заданий для одних учеников, но и на усложнение их для других. Ведь для развития ребенка недогрузка так же плоха, как и перегрузка.  Обязательно, еще до 1 сентября, я  изучаю семейную атмосферу, взаимоотношения в семье,  предлагаю  родителям анкету, данные которой помогают  получить  первую информацию о педагогическом  просвещении родителей  и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками, т.е. выстраиваю систему работы. Моя задача – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.

    Я провожу родительское собрание один раз в четверть и при необходимости, дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:

     организационные (решение организационных вопросов)

     тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)

     текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)

     итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)

    На организационных собраниях мы выбираем родительский комитет, в его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов.

    В моем классе мы проводим рейды по проверке тетрадей, рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не только по грамотности, но и по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год. При необходимости комитет собирается вне плана.

    В первом классе можно сразу выбрать родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год следует выбрать других родителей. Таким образом, за 4 года обучения в начальной школе 8 родителей попробуют себя в роли учителя. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2013 году мы провели классные часы ко Дню Матери «Профессия моей мамы» и «Увлечение моей мамы». Родители серьёзно подходят к подготовке. Такие классные часы проходят интересно и оживлённо.

     В доступной форме использую коллективные, групповые и индивидуальные формы работы,  помогаю родителям овладеть азами педагогической психологии; настраиваю их на совместную деятельность  в помощь ребёнку. Моим родителям понравилась такая форма работы как  родительские  вечера. Я проводила беседы  по темам: «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Воспитание мальчиков и девочек». После каждого родительского собрания я раздаю родителям памятки по определенной теме собрания.

    Обязательно провожу индивидуальные беседы и тематические консультации. Для их проведения может быть привлечен психолог, администрация, социальный педагог. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В ходе таких консультаций родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.  Консультации были проведены на такие темы: «Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании», «Плохая память ребенка. Как ее развить?», «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь». Темы  консультаций выбраны с опорой именно на проблемы моего класса. В индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.

    Традицией нашего класса является проведение Дня открытых дверей. В этот день родителям предоставляется возможность встать на одну ступеньку вместе с детьми. В течение дня они являются непосредственными участниками всего происходящего: наблюдают за детьми во время уроков, внеклассного занятия, в одной команде с детьми соревнуются в интеллектуальных конкурсах. В итоге все желающие родители получают консультации у педагога.

    Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Моя задача поддержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Составляю таблицу, где напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии и -, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей, награждаю грамотами за активное участие в жизни класса.

    На родительских собраниях знакомлю родителей с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта, совместно изучаем закономерности развития ребенка.

    Большое внимание уделяется много здоровому образу жизни. Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.   В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в моем классе ведутся беседы с детьми и их родителями о правильном питании. У каждого ребенка есть индивидуальная рабочая тетрадь с интересными заданиями, а у родителей памятки о правильном питании ребенка и  рационе здорового питания. В связи с этим проведено родительское собрание на тему: «Организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье» и запланировано проведение родительского собрания с представителем детского здравоохранения на тему: «Здоровье ребенка – основа успешности в учении». Ежегодно совместно с родителями мы проводим спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья».

    Следующее направление моей работы с  родителями – вовлечение их  в учебно-воспитательный процесс. Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты, походы класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Результаты совместной деятельности отражаются в оформлении выставки фотографий, рисунков.

    Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Для оперативного информирования родителей много проводится работы с электронным дневником, доступным для родителей через сеть Интернет. Мною создан в социальной сети работников образования свой персональный сайт, где родители могут прочитать, изучить дополнительную информацию по воспитанию и развитию ребенка.

    Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.

    2. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.

    3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.

    4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.

    5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988.

    6. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика,

    № 4, 1996.

    7. Малинкова 28. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей.

    8. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).

    9. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.

    10. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

    11. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

    12.Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.

    13. Рябов А. Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. 2001. № 4. С. 27—30.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

    Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

    Психологическая поддержка родителей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче государственной итоговой аттестации.

    Рекомендации родителям перед сдачей государственной итоговой аттестации на родительском собрании....

    Чтение- важный фактор развития ребенка

    Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Эту важную деятельность им заменил экран. Дети смотрят  всё подряд:  рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы. И т.д. В результ...

    «Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся»

    laquo;Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся»...

    Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей

    Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...

    Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка

    Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия...