Статья на тему "Изложение - один из важных компонентов развития речи"
методическая разработка (1 класс) на тему

Статья включает в себя методику работы над изложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._tema_izlozhenie.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Изложение – один из важных компонентов развития речи».

                                   

 «В сотрудничестве, под руководством, с помощью ребёнок всегда может  сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».                        

                                                                               Л.С. Выготский

Научить  маленького  школьника          ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным  голосом,  излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,  уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться –– сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное –– эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Задача учителя начальных классов стараться, чтобы язык ребёнка как можно реже заплетался, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить его наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл. Боевики, детективы, кровь и насилие льющиеся с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. С этим надо бороться не запретом, а путём  формирования языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Очень важно педагогу пробудить интерес к звучащему слову, научить детей чувствовать его истинный вкус и назначение.

Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки,  выдумки, практического опыта. Очень важно правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Надо работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.

Это сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из её важных компонентов – написание изложений. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать свои мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями помогает научиться хорошо писать  и сочинения – одно помогает другому.

При работе над изложениями, решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им соответствующую замену в речи письменной.

Передавая услышанный текст своими словами, ребёнок может понимать смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. Поэтому надо уделить большое внимание подбору синонимов и антонимов, для этого научить детей пользоваться соответствующими словарями.

Так же важно отрабатывать способность ученика чувствовать различные тонкости образования слов и их употребление. Учить ребёнка находить и исправлять различные лексические и синтаксические ошибки.

Чрезвычайно важна логическая связность текста. Поэтому необходимо подобрать и использовать целый комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа.

Изложения могут быть простыми и сложными. Надо учить ребёнка составлять план излагаемого текста, придумывать заглавие. На всех этапах работы предполагается комплексный подход, помогающий усовершенствовать отдельные элементы и свести их воедино.

Учащиеся должны знать о существовании справочной литературы,            что есть орфографические словари, где проверяется грамотное написание слов, орфоэпические, где проверяется правильное ударение в словах, но в том числе словари  синонимов, антонимов, толковые.

К окончанию начальной школы учащиеся должны уметь:

–– различать текст, типы текстов;

–– определять тему и главную мысль;

–– подбирать заголовок;

–– выделять части текста и композиционно строить текст;

–– выбирать опорные слова;

–– замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело использовать их в речи;

–– устную речь переводить в письменную;

–– передавать услышанный текст своими словами;

–– пользоваться словарями;

–– пользоваться памяткой для исправления допущенных ошибок в изложении.

           

   Методика работы над изложением.

  1. Постановка цели.

      Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать детей, причём не только тем, что через некоторое время они смогут грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение (варианты):

–– обязательно прочитают в классе;

–– повесят на стенд, как образец;

–– поставят «лишнюю» пятёрку в журнал;

–– дадут шоколадную медальку;

–– прочтут на методическом объединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);

–– покажут как образец параллельному классу;

–– покажут завучу, директору;

–– прочтут на родительском собрании.

     Большим стимулом для маленького ученика является возможность как можно скорее получить признание и удовольствие за свой нелёгкий труд.

  1. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут заданы вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):

–– мальчики или девочки;

–– первый, второй или третий ряд;

–– первый или второй вариант;

–– личное первенство.

  1. Беседа. Вопросы по тексту.

Надо обязательно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощрять творческое отношение к работе.

  1. Чтение текста учениками.

Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

  1. Составление заголовка.

Часто у текста уже есть заголовок, но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков. Обсудить, что отражает заголовок: тему или главную мысль.  

  1. Разделение текста на абзацы.

Составление плана (главная мысль каждого абзаца).

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план (на отдельных листочках). Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

  1. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи).

  1. Лексическая подготовка.

Это подбор синонимов, антонимов, а так же нахождение точного значение слова (использовать соответствующие словари).

  1. Устный пересказ текста (2-3 человека).

Лучше делать это по пунктам плана.

  1. Переписывание (желающие) своего плана.

  1. Повторное чтение текста учителем.

Текст закрывается. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они услышали, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

  1. Записывание изложения в тетрадь.

  1. Самопроверка (использовать памятку).

Памятка для ученика.

  1. Проверь, ясно ли передал мысль.

  1. Проверь, нет ли неоправданных повторов одних и тех же слов, оборотов речи.

  1. Проверь, все ли слова употреблены удачно.

  1. Проверь орфографию, то есть грамотно ли написаны слова в тексте, не забыл ли написать первое слово в предложении с большой буквы.

  1. Проверь, поставил ли точки в конце предложений или другие знаки препинания.

ЛИТЕРАТУРА

Есенина С.Е.«Как научить писать Вашего ребёнка писать изложение».                         (Пособие для начальных классов.) – М.: «Грамотей»,

 2006г.–– 96с.

Синицын В.А. «Чтобы язык не заплетался».М.: ООО ИКТЦ «Лажа»,

2007.––192с.

          ж. «Начальная школа» №2 2003г.

Синицын В.А. «Современные подходы  к развитию речи

                                                        младших   школьников»  с.71––75. 

Храмова Е.В. «Роль учебника в работе по развитию речи» с.76––78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

Статья " Игра-один из важнейших приемов работы с младшими школьниками".

Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие ...

Чтение как важный компонент развития детей с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются механизмы чтения у детей в норме и ЗПР...

Статья "Обучение как один из компонентов личностного развития"

quot;Как построить процесс обучения так, чтобы ребёнок с желанием учился, а родители стали активными участниками учебного и воспитательного процесса в школе?»...