Статья " Игра-один из важнейших приемов работы с младшими школьниками".
статья

Климова Любовь Анатольевна

Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Климова Любовь  Анатольевна

учитель начальных классов,

воспитатель ГПД

ГБОУ школы №331

Невского района г.Санкт-Петербурга

Игра-один из важнейших приемов работы с младшими школьниками.

« Игра ребенка – это жизненная лаборатория»

С.Т.Шацкий

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится  игра.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры  дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игр – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

С познавательной точки зрения, значение игр очень велико. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления – сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Сущность игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные  взрослыми в занимательной форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Игра должна помочь детям яснее мыслить, глубже чувствовать. Все виды игр способствуют развитию ощущений, восприятий, внимания, памяти, наблюдательности, помогают развитию четкой и выразительной речи.

Перед школой стоят задачи совершенствования  школьных программ и учебников, устранения перегрузки обучающихся, создания всех необходимых условий для всестороннего развития школьников. Базой решения этих задач является углубленное изучение закономерностей возрастного и индивидуально-типического развития психики детей, и прежде всего их мышления.

 В педагогической психологии, актуальность  разработки проблемы продуктивного мышления школьников диктуется потребностями практики, поскольку  школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной деятельности.

Для успешного освоения программы школьного обучения, ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Для разработки эффективной системы развивающего обучения я взяла математические игры, различные головоломки, математические ребусы, как средство развития продуктивного мышления.

Математические игры рассматриваются и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на уроках и вне их.

Об умственных способностях к учению судят не потому, что человек может усвоить по подражанию, а по тому, что он может достигнуть самостоятельно при решении новых проблем, что осуществляются продуктивным мышлением.

Возникая и формируясь в процессе деятельности, некоторые особенности мышления детей под влиянием обучения закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мыслительной деятельности, связанной с усвоением различных учебных предметов, т.е. становятся свойствами личности, формирующимися качествами их ума. Эти качества определяют выбор признаков, существенных для решения проблемы, и уровень обобщенности, широту применения новых знаний, быстроту, легкость их усвоения.

Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке.  Все игры и игровые ситуации на уроке не должны быть изолированными друг от друга, а должны составлять единый сценарий урока. В уроке должно быть всё взаимосвязано, одно вытекать из другого. В заключение хочу сказать о том, что, работая с детьми младшего школьного возраста, прихожу к выводу: какой же это трудный и прекрасный возраст! Учителю постоянно надо искать новые формы работы, приносящие элементы новизны, занимательности,  пробуждающие интерес к знаниям. А воспитывая стремление к знаниям, мы формируем личность маленького человека, умеющего мыслить,  творить и созидать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"

Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"...

Педагогические приемы в работе с младшими школьниками

Игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствую...

Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...

Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  дистанционным обучением, связанным с  развитием личности...

Создание речевых ситуаций – один из методических приемов работы с младшими школьниками

Создание речевых ситуаций - это один из приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся...