Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"
статья на тему

Чопурова Оксана Элимановна

Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo_4.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Влияние мнемических приемов на эффективное запоминание учащихся младшего школьного возраста.

Цель: - выявить психолого-педагогические условия эффективности организации работы по развитию памяти.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования памяти младших школьников.
  2. Выявить особенности развития памяти младших школьников.
  3. Определить психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников.
  4. Изучение методик по развитию памяти младших школьников

Содержание:

1. Теоретическое обоснование

2.Приемы запоминания

3. Диагностический комплекс:

3.1Образование смысловых фраз 

3.2Ритмизация 

3.3«Метод связки»

3.4Метод Цицерона 

3.5 «Метод зацепок»

4 Методические разработки

5. Список литературы

1. Теоретическое обоснование

 Известно, что дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития памяти. В этом возрасте у детей преобладает интенсивное непроизвольное запоминание. Но, при поступлении в школу, у детей все психические процессы претерпевают существенные изменения, потому что ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно, учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Первоклассник должен много запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексу или своими словами, а кроме того уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Поэтому в процессе обучения большое место занимает память и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку заставить работать на себя свою волю – это значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольному запоминанию. Все это дает нам право использовать различные приемы, методики, техники, как на уроках так и на различных этапах урока, для того чтобы увеличить объем запоминаемого материала. Изучив соответствующую литературу, можно увидеть, что существуют разные приемы запоминания. Одним из таких приемов является мнемотехнические приемы запоминания.

 Мнемоника – (от греческого – искусство запоминания)- система приемов облегчающих запоминание и последующее сохранение материала. Младший   возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной.  Важным условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ученик должен освоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

2.Приемы запоминания

К приемам запоминания относятся: составление плана материала, выделение в нем опорных пунктов, соотнесение нового со старым, хорошо известным, ассоциирование его по сходству и контрасту. Однако для улучшения памяти одной мнемоники недостаточно, она имеет второстепенное значение по сравнению с выделением существенных логически оправданных связей, как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и тем, что уже известно. Для этого существуют мнемические (мнемотехнические)приемы запоминания – это специальные приемы, для облегчения запоминания. Выделяют несколько мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, класификация, структуирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала , серийная организация асcоциации, повторение (познавательные процессы).

3. Диагностический комплекс 

Виды мнемических приемов (мнемотехнических приемов):

3.1Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»- о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.

3.2Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом и рифмой.

3.3 Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами»  яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт- «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре» на которую шаловливо влезает стул, на обвивке которого сверкают «звезды».

3.4 Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

3.5 «Метод зацепок»- замена цифр образами. Например,0 – круг,1- карандаш, 2 – очки, 3 – люстра,4 – стул, 5 – звезда, 6 – жук, 7 – неделя,8 – паук и т.д.

Используя вышеизложенные виды мнемических приемов, надо помнить, что на процессы запоминания новой информации так же благотворно влияют следующие факторы:

  1. Структуированность (логическая организация).
  2. Эмоциональная окрашенность.
  3. Ассоциирование.
  4. Повторение.
  5. Понимание.
  6. Метод Создаваемых ассоциаций. В этом случае с цифровой информацией производятся любые операции, пока не будет отмечена и ассоциирована какя-либо система.
  7. Прием последовательного ассоциирования (рассказа). Каждое слово ассоциируется с конкретным (индивидуальным) образом. Оно должно быть яркими, четкими, необычными. Необходимо увидеть его в воображении.

4.Методические разработки

В своей педагогической деятельности я широко использую эти приемы и факторы. Они влияют на эффективное запоминание учащихся младшего школьного возраста.

Я рекомендую внедрение в классе мнемотехнических приемов, направленных на развитие моторно – слуховой памяти. Некоторые из приемов я проводила на базе своего класса, ГБОУ Школы №2051 г. Москвы. В моем классе 26 человек.

Прежде чем ввести приемы в практику я выявила какая память преобладает у моих учеников с помощью методик: Н.Р.Битяновой «Исследование типов памяти», «Память на числа», «10 слов», «Исследование зрительной памяти». Мне необходимо было понять какой тип памяти преобладает у моих учеников: зрительный, слуховой или моторный. В результате этих методик я выяснила что в моем классе большинство учащихся ориентированы на слуховую и зрительную память. Поэтому я в классе использую мнемотехнические приемы направленные на развитие моторно-слуховой памяти.

Фрагменты урока по окружающему миру.

Тема: «С чего начинается Родина. Символы России.»

Этап урока.

 Работа над новым материалом:

1. Флаг России

2.  Гимн России

3. Герб России

1.Флаг России.

- У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Слово флаг греческого происхождения (от слова «флего»,что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

- У России флаг трехцветный. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I . Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. В России издавна эти цвета почитались и имели такие значения:

Вверху - белый – мир Божественный;

Ниже – голубой – мир небесный;

Внизу - красный – мир природный ;

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.

Белый цвет означает мир, чистоту, благородство;

Синий – небо, верность, правду, честность;

Красный – огонь, отвагу, смелость и великодушие;

- Ребята, чтобы усвоить цветовую последовательность российского флага я вам помогу. Сейчас у нас на доске появится фраза: «Российский флаг будет самым красивым».

Из этой фразы нам нужно 3 последних слова «Будет самым красивым». По начальным буквам этих слов можем легко определить цветовую последовательность флага.

- Назовите мне первое слово?

- Будем.

- Назовите первую букву этого слова?

- «Б»

- Назовите цвет?

- Белый.

Точно так же работаем со словом «Самый, красивый».

Далее работаем в тетрадях.

- Теперь, ребята могут раскрасить российский флаг в той цветовой последовательности в которой он должен быть.

 2. Гимн России

Методику «10 слов» целесообразно применять на уроке музыки при заучивании текстов песен.

На данном этапе урока при изучении гимна я использую мнемотехнический прием «Десять слов».

-У каждого государства есть свой гимн. Гимн - торжественная песня прославляющая страну.

-Давайте ознакомимся с текстом гимна и постараемся его запомнить. Посмотрите на экран.

- Скажите сколько строф в этом тексте? (на экране текст гимна ).

- 6 строф

-Я вам предлагаю игру, которая поможет запомнить этот текст. Посмотрите  на доску.

- Я вам выписала опорные слова из первой строфы: священная держава, любимая, могучая воля, великая слава, твое достояние. - Прочитайте сначала всю строфу полностью. Затем найдите и прочитайте только опорные слова.

 Далее я закрываю опорные слова и прошу детей повторить их . Потом открываю опорные слова. Мы их вместе с детьми читаем и еще раз закрываю эти слова. Дети называют слова, которые они запомнили.

Итак, эта процедура повторяется четыре раза. Затем я читаю первую строфу гимна и прошу повторить детей заново.

Как правило, все дети в классе запоминают  текст.

 Далее я перехожу ко второй строфе и выполняю ту же самую методику. Эту методику так же  хорошо использовать на уроке русского языка при изучении новых словарных слов.

3.Герб России

При знакомстве с гербом России я использую мнемотехнический прием «Посмотри и Запомни».

На экране изображение герба России.

- Ребята в течение 30 секунд рассмотрите это изображение и постарайтесь запомнить все, что на нем изображено. Через 30 секунд я закрываю изображение и начинаю задавать вопросы:

- Понравилось ли вам изображение? ( Если дается просто утвердительный ответ, то задаю следующий вопрос).

-Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало, то задаю еще один вопрос).

-А еще что? Может быть вы вспомните?

Далее конкретизирую вопросы:

- Что держит в правой лапе орел? Что он держит в левой? Что находится в центре герба? Что держит всадник? и т.д.

Затем я задаю детям вопрос:

- Кто мне может перечислить все, что изображено на гербе России? Затем открываю герб России и сравниваю высказывания детей с самим изображением.

Как правило большая часть класса правильно называют фрагменты герба России.

ВЫВОДЫ: Данные мнемотехнические приемы можно использовать и на других уроках. Этот прием увеличивает объем зрительной памяти.

Список литературы

  1. Амодт С., Вонг С. Тайны нашего мозга или почему умные люди делают глупости. – М.: Эскмо, 2010
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение – М.:Мир,1988.С.152-153
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. - 500 с.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 203
  5. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология 8 класс человек и его здоровье - М.: Владос, 2005г
  6.  Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М.: Высшее образование, 2008. С.347
  7. Солсо Р. Когнитивная психология. – С.-Пб.: Питер, 2006
  8. Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готово...

Учебно-методическое пособие "Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 класах.

Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников используются для развития коммуникативных познавательных и личных активных качеств учеников. Интерактивный метод предполагает метод межличнос...

Статья: Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников....

Статья "Использование компьютерных технологий в обучении младших школьников"

В данной статье приводится анализ различных мнений и технологий использования компьютерных технологий в обучении младших школьников. В качестве примера приводятся дидактические принципы использования ...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Здоровье детей – это общая проблема семьи и школы и действовать надо сообща, концентрируя внимание на главных причинах потери здоровья в детском возрасте....

Статья. Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность ...

Статья "Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников. Музейная педагогика и музыка."

Данная статья посвящена значению интегрированных уроков для учащихся начальных классов. В ней приведен личный опыт работы учителя....