Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.
материал по теме

Хайдарова Маргарита Сергеевна

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и методика исследования негативных сторон воздействия современных компьютерных технологий        

У большинства игровых аддиктов, без объективных причин, снижен общий фон настроения. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается.

Наблюдения показали, что игровые аддикты не нормально адаптируются в социуме. За критерий дезадаптации мы взяли уровень тревожности.

К проблеме высокой тревожности у аддиктов может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости.

Для рассмотрения негативного воздействия современных компьютерных

технологий на психологию школьников мы воспользовались несколькими методами

исследования. Это позволило более глубоко изучить рассматриваемую нами проблему. Данные методики признаны во всем мире и широко используются психологами в их практической деятельности.

В работе Б. Г. Ананьева «Методология психологического исследования» раскрываются онтологический и гносеологический аспекты психологии. Гносеология, или теория познания, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. Онтология («онтос» — сущее)

учение о бытии, об общих его законах. Онтологический аспект в психологии — это объективно существующие психологические реальность и практика. Гносеологический аспект — это собственно «психологические исследования», попытки людей познать законы психики, проверить истинность имеющихся познаний в области психологии.

В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, объективности, связи сознания и деятельности, единства теории и практики, вероятностный подход.

«Объективность» и «развитие» наиболее важны для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся: отражение объективной истины, проверка изучаемых закономерностей на практике, строгая объективность изучения психики, исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности и, наконец, рассмотрение всех психологических феноменов в развитии — филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном.

«В качестве принципа научного изучения психических явлений выступает введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего "упражнения": в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организуемых и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности» (С. JI. Рубинштейн). Тренинги, ролевые и деловые игры создают для человека различные ситуации, в которых он, с одной стороны, проявляет имеющиеся у него качества, а с другой — психические качества преобразуются тренируются, изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, психотерапевта и т. п.

Варианты генетического подхода (эволюционного) — филогенетический, онтогенетический, генетический (здесь это генетика поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития: от нейронного до поведенческого, от онтогенетического до социально-исторического. Значение генетических и исторических принципов в психологии велико. Они охватывают всю структуру и весь процесс движения научного познания.

Детерминистский (подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений) и вероятностный (подчеркивает вероятностный характер психической деятельности, вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами) подходы действуют совместно в современной методологии психологического исследования. «Лишь всесторонне выявив человека во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни», — утверждает С. JI. Рубинштейн.

Рациональные (логические, теоретические) методы научного познания включают:

проектирование задач и путей исследования;

построение моделей процесса познания, их проверку;

использование математической логики, вычислительной техники, семиотики и техники построения знаковых систем;

применение теоретических методов анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Создание психологической семиотики (создание знаковых систем и систем величин в психологии, используемых в качестве международных стандартов) — пока задача на будущее. Рациональные методы благодаря обращению к знаковым системам позволяют обрабатывать и интерпретировать научные данные, однако не менее важны и эмпирические подходы (наблюдение, эксперименты, использование аппаратуры и приборов).

Недостатком рациональных методов является опасность обособить знаковые системы от критериев истинности научного знания и его объективного содержания. Все они (логические, математические) базируются на разуме, предполагают проверку объективности и истинности полученных знаний, в то время как мистическое (религиозное) познание опирается на веру, априорность (недоступность чувственной проверке) тех или иных положений. Этим они различаются. С другой стороны, при абсолютизации рациональных методов, когда дело касается только понятий, знаков, математических символов и формул, возможно оторвать эти системы от объективного смысла и критериев истинности научного знания, что неизбежно приводит к идеалистическим концепциям в любой науке.

Вообще роль семиотики в психологической отрасли важна; она способствует созданию знаковых моделей, единых международных систем величин и научной психологической терминологии; ею изучаются отношения между знаками, знаками и объектами, отношение знаков к тем, кто ими пользуется. Вот только изолированные терминологические уточнения и споры, отрыв от психологической реальности, от эмпирических экспериментов способны затормозить развитие психологии как науки в целом.

Теоретизирование, дабы не утратить истинность и объективность, должно базироваться на практических экспериментальных данных, когда результаты исследований применяются и проверяются на практике (производственной, педагогической, лечебной и т. п.). Только после этого следует теоретически обобщать лучшие и проверенные достижения практического опыта. Необходимо постоянное взаимодействие теории и практики. Их единство обеспечивает возможность более объективного познания субъективных психических процессов, качеств и переживаний человека.

Крайний субъективизм и крайний объективизм ведут к агностицизму, к признанию непознаваемости внутреннего мира человека. Например, идеалистическая психология утверждала, что «чужая душа недоказуема и неопровергаема», — как говорил А. И. Введенский; бихевиористы, внедрявшие объективные методы исследования в психологию, тоже рассматривали «психику человека как черный непознаваемый ящик». Однако положения о единстве сознания и деятельности, о психологическом строении самой деятельности и объективации с ней сознания позволяют психологам, анализируя деятельность, проникать во внутренний мир и сознание личности (так и реализуется гносеологический принцип единства теории и практики).

Моделирование — это новые методы теоретического исследования, необходимые для познания психических явлений и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим психическим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Выделяют разные формы моделирования: физическое и математическое, имитационное и схематическое, кибернетическое.

Молярный уровень отличается от молекулярного по степени своей сложности. Если второй — аналог исходного: например, микромир в физике или нейронный уровень психики, который сам по себе является сложным, системным, то первый — аналог верхне-системного уровня (в физике таков макромир Вселенной, в психологии им является личностно-социальный уровень психики).

Таким образом, основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

Психика обусловлена объективной действительностью.

Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.

При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.

Психика определяется образом жизни.

2. Принцип единства сознания и деятельности:

Деятельность — форма активности сознания.

Сознание — результат поведения и деятельности.

Сознание образует внутренний план деятельности.

Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).

3. Принцип генетический — развития:

Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.

Список использованных источников

1

Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. СПб., 2011. - 54 с.

2

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2013.-351с.

3

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2011. 272 с.

4

 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, : 2008. Издательство: Аспект Пресс ISBN: 5-7567-0274-1 978-5-7567-0274-3.

5

Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимой личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004

6

Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 165 с.

7

Браславский П.И. Современные способы  репрезентации // Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003

8

Браславский П. И. Театр и его двойник виртуальная реальность // Изв. Data. In Proc. of CLEF'2014.

9

Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации// Психологическая наука и образование № 3/2003.- С.43

10

Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. - №1. - С. 90-100.

11

Гофман А.Г. Клиническая наркология. М., 2003. - 214 с.

12

Грановская P.M. Психология защиты / P.M. Грановская. -МПб.: Изд-во «Речь», 2007. 474 с.

13

Григорьев Г.И. (ред.) Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008.- 504с.

14

Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с

15

Гудимов В. В. Психология киберигр Электрон, ресурс. Режим доступа: http://psynet. by. ru/texts/gudimovl. htm, 2003.

16

Дмитриева Т. www Газета.ги/ seiense/2014/06/21

17

Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.).-СПб.: ВЦЭРМ, 2007. -94с.

18

Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии. 2007, N25 (30). С. 18-25

19

 Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30). С.68-75

20

Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: Москов. гос. пед. ун-т, 2003. 16 с.

21

. Желдак О.И. Компьютерная зависимость школьников / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. копф, -Минск, 2004. С. 68-69.

22

Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. СПб.: Нева, 2010-07-27.

23

Заявка 2004117045/14 РФ. МКП7 A 61N 1/00. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью / А.А. Несмеянов, А.Ю. Акопов. -Заявл. 01.06.2004; опубл. 20.11.2005.

24

. Змановская Е.В, Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011:

25

Змановская Е.В. «Современный психоанализ. Теория и практика»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 ISBN 978-5-49807-629-4

26

Клиническая психология Автор: Карвасарский Б.Д.(ред.) Издательство: Питер Год: 2011 Страниц: 864.

27

Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2008.- 960 с.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития.

28

 Кимберли С. Янг, «Диагноз – Интернет-зависимость». 17.06. 2013. – 32с.

29

Научно-методический журнал «Евразия» 2009. – 19-24с.

30

 Менделевич В. Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? 2011. – 16-20с.

31

 Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2012. – 592 с.

32

http://www.mentalhelp.net/guide/iad.htm.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья знакомит с работой на интерактивной доске SmartNotebook;проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук»....

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников.

Модель негативных психологических факторов влияния компьютерных технологий на школьников....

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников.

Психокоррекция негативных психологических воздействий современных компьютерных технологий на школьников....

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....