ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

Данная статья знакомит с работой на интерактивной доске SmartNotebook;проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ  КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения в условиях ФГОС должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты и т.д), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).[1]

Появление интерактивной доски в моем классе  одновременно обрадовало  и  испугало меня. А смогу ли я освоить работу с совершенно новым инструментом? Получится ли? На помощь пришли курсы « Применение интерактивных информационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС». И вот уже четвертый год в очень интенсивном режиме я использую   интерактивную доску SmartNotebook. ИД помогает реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. Программа дает возможность использовать на уроке карты, схемы, рисунки, портреты знаменитых людей, видеофрагменты, диаграммы, таблицы и т.п.

Ранее мне приходилось тратить очень много времени на разлиновку доски, чтобы показать образец   написания букв алфавита, цифр ( при чем делать это нужно было ежедневно),  написания текста для контрольных и проверочных работ; быстро вытирать тряпкой упражнения и сразу писать следующее - ведь время урока ограничено. А сейчас использование тряпки отошло в прошлое. Учебный материал, оформленный с помощью красочных  слайдов, видеофрагментов, анимации или содержания Интернет-сайтов готовится заранее, а  усваивается быстрее и прочнее. Конечно, при подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит  много времени для создания собственных презентаций. Но из любой ситуации есть выход -  электронные ресурсы учебного назначения: ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, учебные пособия; часто использую презентации, созданные моими учениками - этот вид работы очень популярен и дети с удовольствием демонстрируют свои наработки и достижения.   Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен.  Я не трачу время на смену плакатов, портретов, карт - всю работу, проведённую в ходе урока,  сохраняю в компьютере  для последующего использования.

Моим ученикам нравится работать с интерактивной доской. Они смело выходят к доске. Выполняя задание, не боятся сделать ошибку. Ее же можно сразу исправить! Количество желающих работать с ИД не уменьшается от урока к уроку. Устный счет, словарная работа, письмо по памяти, тренажёры, создание кроссвордов, ребусов, таблиц, решение задач, восстановление деформированного текста - ничто не останавливает ученика. Тянет руку каждый ребенок, теперь никому не хочется отсидеться и промолчать, ведь как это здорово, когда у тебя все получается! И ученик рисует, исправляет, чертит (при изучении геометрического материала), пишет. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия – отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Разрабатывая урок  с использованием  ИКТ, не забываю о  здоровье детей. На уроках звучит музыка, проходят физические минутки, зарядку для глаз,  а также учитываю время работы с ИД.

В процессе работы  у учащихся развивается внимание, память, абстрактное, критическое и логическое мышление, формируется умение работать с разными видами информации, на что нас ориентируют новые образовательные стандарты.

Интерактивная доска - незаменимый помощник и при проведении классных часов   («Посмотрите в мамины глаза», «Тепло семьи», «Моя малая родина»), внеурочной деятельности (программа «Зеленая планета», «Мир геометрии», «Я - исследователь»), школьных праздников. «День именинника», «Рыцарский турнир», «Мисс Весна», «Прощание с Осенью», «Новый Год» становятся краше, богаче, интереснее. Яркие образы, красивые репродукции, богатые фотовыставки, разнообразные игры, музыкальные фрагменты, занимательные видеосюжеты  – все это делает праздник насыщенным и неповторимым.

ФГОС познакомили нас с проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук». Ускорило знакомство с данным проектом участие в городском практическом семинаре по теме «Реализация образовательной  среды «1 ученик:1компьютер» как условие подготовки школьника к работе в современном мире».

К числу целей и задач проекта по внедрению проекта относится: улучшение обученности школьников, повышение качества преподавания, повышение эффективности учебного процесса, развитие качеств и умений XXI века, формирование информационной культуры учителей и учашихся, освоение учащимися коллективной сетевой проектной деятельности. [2]

Проект   строится по новым технологиям, которые включают нетбуки, беспроводные сети,  цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Нетбук существенно повышает интерес ученика к обучению. Как и все новое, он очень привлекателен, а эмоциональная сторона – немаловажная составляющая успешной учебы. И еще: столь раннее начало работы с нетбуком позволяет начать формировать информационную компетентность ученика, готовя его к жизни в будущем информационном обществе. Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении самостоятельных работ на нетбуках не боятся допустить ошибку. А обычно они стараются скрыть свои результаты, замыкаются. Но на компьютере им не страшно их демонстрировать, они спокойнее воспринимают работу над ошибками. И рабочий потенциал намного выше, чем при проведении  занятий в традиционной форме.

           На этапе закрепления пройденного материала на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения  мною использовалась система тестирования учащихся на основе программного обеспечения Mythware e- Learning Class. Типы вопросов были различными: вопрос с  вариантами ответа; вопрос «истина-ложь»; открытый вопрос и вопрос «заполнить пропуски». Пользуясь функцией отправки, учащиеся получали результаты тестов. Статистика нам демонстрировала, в каких моментах было допущено наибольшее количество ошибок, над которыми в дальнейшем надо поработать. Очень популярен этот вид работы  у нас в классе и при рефлексии, где учащиеся дают оценку проведенному уроку, своему самочувствию, настроению, полученным в ходе занятия знаниям.

Программа  E-READER позволяла нам работать с электронными книгами. Дети просматривали электронные книги  на уроках и во внеурочной деятельности, делали  в них пометки, примечания и закладки для  быстрого нахождения нужной информации. Например, электронная книга «Дюймовочка», «Чук и Гек», «Приключения Тома Сойера», «Золотой ключик, или приключения Буратино» позволила нам прочитать произведения  полностью, а не в сокращении, как предлагал учебник. Создание и использование библиотеки документов позволяло получать детям навыки систематизации и классифицирования информации, что в конечном итоге развивает аналитическое мышление.

        Программа ArtRage являлась  прекрасным помощником для развития творческих способностей на уроках  ИЗО. Дети создавали  рисунки техниками масляной живописи, графики и аэрографии с широкой гаммой цветов. Данная программа также предоставляла  большой выбор шаблонов и трафаретов для рисования. Сам процесс рисования для юных художников доставлял огромное удовольствие, что, несомненно, делало обучение интересным (темы « Портрет», «Натюрморт», «Цирк», «Посуда»  и др.)

Программное обеспечение Сlassroom Management   обеспечивало демонстрацию учебных материалов различных форматов (включая презентации и др.) на школьные нетбуки. Детям  был  интересен просмотр  презентаций на классных часах: «ПДД для младших», «Поведение в общественных местах», «Поведение летом», «Опасность рядом», «Тепло семьи», «О доброте», «Биография Гайдара», « Сказки Пушкина» и др. «Конституция РФ», «Этих дней не смолкнет слава», «История Олимпийских игр» и др.; уроках окружающего мира: «Сохраним природу – сохраним будущее», «Ледовое побоище», «Создание государства Московского», «Степь», «Тундра», «Тайга», «Болото», «Арктика», « Во саду ли, в огороде…», «Дикие и домашние животные», «Ледовое побоище»; литературного чтения: «Сочинение по картине А. Герасимова «После дождя», «Сочинение по картине И. Левитана «Март», «Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег», «Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели», «Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» и др.

Таким образом, реализация проекта   создает благоприятные условия  для  развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста младших школьников.

Мне нравится, что я могу  сделать школьную жизнь учеников разнообразной, а обучение – более привлекательным и продуктивным, используя современные компьютерные технологии.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: просвещение,2010.-31с.

Б.Б.Ярмахов « 1 ученик: 1 компьютер»- образовательная модель мобильного обучения в школе, Москва 2012 год,ООО Издательский Дом «АМИ принт»,236с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками, содержится конкретный практический...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....