Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ
презентация к уроку по теме

Кравчук Анастасия Геннадиевна

Выступление на педагогиечском совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_28.03.2017.pptx610.77 КБ
Файл vystuplenie.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ Подготовила: Кравчук Анастасия Геннадиевна п едагог-психолог ГБОУ школы-интерната №1 ст. Елизаветинской

Слайд 2

Психологическая характеристика детей с ТНР С ниженная познавательная активность; Низкий объем долговременной слухоречевой памяти; Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления; Снижены объём и избирательность внимания; Недостаточность процесса переработки сенсорной информации (восприятия).

Слайд 3

Особенность коррекционной деятельности в том, что она представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с ТНР в динамике образовательного процесса .

Слайд 4

Задачи коррекционной деятельности педагога-психолога : Формирование общеинтеллектуальных умений; Развитие различных видов мышления; Развитие внимания; Развитие памяти; Развитие восприятия и сенсомоторной координации ; Формирование позитивной мотивации к обучению; Снижение тревожности.

Слайд 5

Индивидуальная диагностика: 1 . «Цветные матрицы Равена » (интеллектуальное развитие); 2. « Заучивание 10 слов А. Р. Лурия » ( слухоречевая память); 3. «Исключение лишнего» (наглядно-образное, словесно-логическое мышление) (1-2 классы); 4. «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (3-4 классы); 5. «Тест на осведомленность Керна Йирасека (1-2 классы)»; 6. «Проставь значки Пьерона-Рузера » (особенности внимания); 7. Изучение самооценки «Лесенка» ; 8. «Школьная мотивация» Лускановой Н.; 9. Исследование тревожности «Личики» (1-2 классы); 10. Исследование тревожности и депрессии « ТиД » (3-4 классы).

Слайд 6

Комплексные коррекционно-развивающие занятия: Эмоционально-волевая сфера: - снижение уровня тревожности; - профилактика и коррекция нарушений поведения; - развитие навыков общения и сотрудничества; - снятие эмоционального напряжения; - развитие познавательной активности; - развитие произвольности психических процессов; -развитие коммуникативных навыков развитие любознательности, интересов и склонностей.

Слайд 7

Высшие психические функции: Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля . У пражнение на развитие объема внимания . Для проведения этого упражнения необходимо 2 рисунка. В пяти квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами). Время показа одной карточки 2-3 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 20 секунд. Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Слайд 8

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков . Упражнение на выяснение возможности выделения осуществленных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений . Детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие . муха – бабочка; дом – сарай; стол – стулья; пианино – балалайка; мяч – арбуз; волк – собака; зима – лето; город – деревня; вода – молоко; береза – ромашка; книга – тетрадь; вода – лед; топор – молоток; день – ночь.

Слайд 9

Развитие восприятия и воображения . Упражнение на развитие наблюдательности . Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?». По аналогии с этим заданием придумайте другие.

Слайд 10

Развитие визуальной и слухоречевой памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнение на развитие объема кратковременной зрительной памяти . Ребенку показывают картинку с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Затем эту картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку, где есть 9 изображений из первой картинки и еще 6 других, и просят ребенка показать все 9 изображений из первой картинки. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры, но не дольше 1.5 минуты.

Слайд 11

Основные техники коррекционной работы: Песочная терапия . Арт-терапия . Сказкотерапия . Игротерапия .

Слайд 12

Итог коррекционной работы: Восстановление или компенсация познавательных процессов. Развиваются память, внимание, мышление учеников. Снятие эмоционального напряжения. Снижение тревожности. Совершенствуются коммуникативные навыки. Формируется позитивная мотивация, адекватная самооценка. Развиваются волевые качества, обучение сотрудничеству.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 (слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжая тему «Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ» хочется отметить, что дети с нарушением речи имеют общую психическую незрелость, сниженную познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.

(слайд 2) Этим обусловлены особенности их восприятия, памяти, внимания и мышления. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Это же касается и скрытого смысла текстов, непрямых инструкций и целей заданий.

(слайд 3) Особенность коррекционной деятельности, осуществляемой педагогом-психологом, заключается в том, что коррекционная работа представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с ТНР в динамике образовательного процесса. На основе диагностики и полученных результатов, а так же, исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление или направления, которые служат основой для построения коррекционной работы.

Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

(слайд 4) Задачи коррекционной деятельности педагога-психолога:        

 •Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

•Развитие различных видов мышления (развитие словесно-логического мышления, умения видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями);

•Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

•Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

•Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

•Формирование позитивной мотивации к обучению;

• Снижение тревожности.

(слайд 5) Чтобы спланировать коррекционную работу, вначале проводится индивидуальная диагностика, на которой исследуются уровень развития общей осведомленности, памяти, внимания, мышления, темпа работы и работоспособности, эмоциональные реакции, особенности поведения, сформированность учебных навыков и умений) с использованием следующих методик, которые вы видите на данном слайде.

(слайд 6) После определения уровня развития детей, планируются комплексные коррекционно-развивающие занятия, в содержание которых входит коррекция эмоционально-волевой сферы:

- снижение уровня тревожности; - профилактика и коррекция нарушений поведения; - развитие навыков общения и сотрудничества; - снятие эмоционального напряжения; - развитие познавательной активности; - развитие произвольности психических процессов; - развитие коммуникативных навыков; - развитие любознательности, интересов и склонностей.

(слайд 7) А также развитие высших психических функций:

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант”  поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

(слайд 8) Интеллектуальное развитие. Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи с прямым утверждением.

(слайд 9) Развитие пространственной ориентировки, восприятия объема, выделение фигуры из фона. Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

(слайд 10) Развитие визуальной и слухоречевой памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

(слайд 11) В своей коррекционно - развивающей работе мной используются следующие техники:

 Песочная терапия. Этот метод обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки. Воспитанники нашей школы часто затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, поэтому данная техника особенно полезна. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

 Арт-терапия. С ребенком легко наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить с детьми любого возраста, с различной степенью речевых нарушений. В некоторых случаях рисунок становится основным средством общения.

 Сказкотерапия. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми -

терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализировать свои мысли и чувства.

Итогом коррекционной работы должно стать восстановление или компенсация познавательных процессов, необходимых для успешного обучения по школьной программе. Развиваются память, внимание, мышление учеников. Кроме того развивается эмоционально-волевая сфера школьников. Снятие эмоционального напряжения и снижение тревожности способствуют гармоничному развитию личности. Кроме того в процессе коррекции дети учатся распознавать свое эмоциональное состояние, а так же окружающих, совершенствуют коммуникативные навыки, формируют позитивную мотивацию, адекватную самооценку, развивают волевые качества, учатся сотрудничать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Тема: «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях ФГОС».

Школа после уроков – это мир творчества проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет св...

Презентация "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Презентация подготовлена для проведения КРУГЛОГО СТОЛА по проблемам внеурочной деятельности. Участники и разработчики данного мероприятия свели воедино теоретическую и практическую часть своей работы....

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...

«Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках реализации ФГОС»

Введение стандарта второго поколения во многом изменила школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образоват...

«Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса»

Тема моей  работы «Реализация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса» Актуальность темы обусловлена реализацией обновленных федеральных государ...