«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»
консультация

Павлова Ольга Николаевна

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Основное назначение внеурочной деятельности заключается в обес­пе­че­нии дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обу­ча­ющихся  и  организации их свободного времени.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) реализуется в нашей школе-интернате  через урочную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся  и  организации их свободного времени.  

Цель внеурочной деятельности в нашей школе - это создание условий для развития каждого обучающегося  и достижения им  необходимого социального опыта для жизни в современном обществе.

Основные задачи внеурочной деятельности в начальных классах:

  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности и самостоятельности  в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  •   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия и настойчивости в достижении результата;
  •  расширение представлений ребенка о мире и о себе;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • развитие навыков осуществления общения и сотрудничества с педагогами, сверстниками  в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  •  доступность и наглядность;
  •  включение в активную жизненную позицию.

На внеурочную деятельность в  учебном плане отведено 4 часа в неделю. Режим образовательной деятельности в 1-3 классах построен следующим образом: урочная деятельность (4-5 уроков), затем часовой перерыв на обед и отдых и внеурочная деятельность (1 занятие – 40 минут). В неделю мы проводим 4 занятия по внеурочной деятельности.

Основные направления, по которым организуется внеурочная деятельность в 1, 2 и 3-их классах нашей школы:

  • духовно-нравственное  направление;
  • спортивно-оздоровительное  направление;
  • общекультурное направление;
  • социальное  направление.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.  Организация (школа) вправе самостоятельно определять тематику программ по этим направлениям с учётом особенностей и потребностей обучающихся.  В этом учебном году  на заседаниях ШМО начальных классов нами были разработаны следующие программы по внеурочной деятельности:

  • «Уроки нравственности» - духовно-нравственное направление;
  • «Путешествие по стране Здоровья» - спортивно-оздоровительное направление;
  • «Мы раскрасим целый свет» - общекультурное направление;
  • «Город мастеров» - социальное направление.

Например, в прошлом учебном году учебном году мы работали по программам «Школа хороших манер» - общекультурное направление и «Я познаю мир» - социальное направление». То есть, мы вправе самостоятельно разрабатывать программы по данным направлениям на каждый новый учебный год.

Виды внеурочной деятельности в начальных классах:

  • Игровая деятельность;
  • Познавательная деятельность;
  • Трудовая деятельность;
  • Досугово-развлекательная деятельность;
  • Общественно-полезная деятельность;
  • Изобразительная деятельность;
  • Художественное творчество.

Основные формы проведения занятий  внеурочной деятельности:

  • Игры;
  • Беседы;
  • Занятия-практикумы;
  • Творческие мастерские;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Прогулки.

Немного подробней остановлюсь на каждом из направлений. Актуальность духовно-нравственного направления  определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Основные задачи занятий по духовно-нравственному направлению в младших  классах:

  • усвоение правил поведения в школе, в общественных местах, в гостях, дома, на природе;
  • формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  • формирование уважительного отношения к педагогам, родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

В 1-3 классах проводим беседы о вежливости, дружбе, доброте и заботливости «Ежели вы вежливы», «Поговорим о доброте». Проводим практические занятия на темы: «Мы идём в гости», «Как вести себя за столом». В занятия включаем просмотры мультфильмов, чтение и обсуждение сказок и рассказов  «Самый большой друг», «Что такое хорошо и что такое плохо»  и другие.

Одним из приоритетных направлений нашей работы является спортивно-оздоровительное направление. Основные задачи данного направления:

  • развитие двигательных умений и навыков;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • привитие навыков самообслуживания.

С целью пропаганды здорового образа жизни проводим познавательные  беседы о том, как заботиться о своём здоровье «Разговор о правильном питании», «Режим дня». Привитию учащимся навыков личной гигиены и навыков самообслуживания способствуют занятия-практикумы «Как ухаживать за руками», «Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги». С целью профилактики травматизма систематически проводим с учащимися  инструктажи по технике безопасности «Как могут стать опасными домашние вещи», «Осторожно, электричество!». Для организации двигательной активности учащихся разучиваем и выполняем оздоровительные физкультминутки, динамические паузы и  пальчиковые игры.

Социальное направление «Город мастеров»  создаёт возможность для развития личности младших школьников в процессе формирования у них трудовой культуры. На занятиях по этому направлению  ребята приобщаются к созидательной деятельности в процессе получения материального продукта (поделки), что способствует развитию потенциальных возможностей их личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений.

Дети учатся работать с различными материалами: бумага, пластилин, ткань, нитки, природный и бросовый материал.  Коллективно и индивидуально выполняют доступные для их возраста поделки.

Основная цель общекультурного направления «Мы раскрасим целый свет» заключается в развитии личности  младших школьников в процессе приобщения их к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни. На занятиях по данному направлению формируем у ребят элементарные знания об изобразительном искусстве, развиваем умения и навыки изобразительной деятельности. 

Во время занятий рисованием дети закрепляют умения правильно держать карандаш и кисточку,  располагать лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, знакомятся с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт), осваивают доступные для их возраста нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошками, ватными палочками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.  В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...

Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассмотрены технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения и оценивания учебных успехов, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС....

Внеурочная деятельность, как составляющая воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для саморе...

Организация внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления по программе плавание в условиях реализации ФГОС НОО

Внеурочная деятельность удовлетворяющая потребности учащихся в содержательном досуге, участие в общественно -полезной деятельности, развитие своих интересов на основе свободного выбора....

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.

Инновации Федерального государственногообразовательного стандарта. Внеурочная деятельность, принципы организации внеурочной деятельности....