«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»
консультация
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся и организации их свободного времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) реализуется в нашей школе-интернате через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся и организации их свободного времени.
Цель внеурочной деятельности в нашей школе - это создание условий для развития каждого обучающегося и достижения им необходимого социального опыта для жизни в современном обществе.
Основные задачи внеурочной деятельности в начальных классах:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности и самостоятельности в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- развитие навыков осуществления общения и сотрудничества с педагогами, сверстниками в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.
На внеурочную деятельность в учебном плане отведено 4 часа в неделю. Режим образовательной деятельности в 1-3 классах построен следующим образом: урочная деятельность (4-5 уроков), затем часовой перерыв на обед и отдых и внеурочная деятельность (1 занятие – 40 минут). В неделю мы проводим 4 занятия по внеурочной деятельности.
Основные направления, по которым организуется внеурочная деятельность в 1, 2 и 3-их классах нашей школы:
- духовно-нравственное направление;
- спортивно-оздоровительное направление;
- общекультурное направление;
- социальное направление.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Организация (школа) вправе самостоятельно определять тематику программ по этим направлениям с учётом особенностей и потребностей обучающихся. В этом учебном году на заседаниях ШМО начальных классов нами были разработаны следующие программы по внеурочной деятельности:
- «Уроки нравственности» - духовно-нравственное направление;
- «Путешествие по стране Здоровья» - спортивно-оздоровительное направление;
- «Мы раскрасим целый свет» - общекультурное направление;
- «Город мастеров» - социальное направление.
Например, в прошлом учебном году учебном году мы работали по программам «Школа хороших манер» - общекультурное направление и «Я познаю мир» - социальное направление». То есть, мы вправе самостоятельно разрабатывать программы по данным направлениям на каждый новый учебный год.
Виды внеурочной деятельности в начальных классах:
- Игровая деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Изобразительная деятельность;
- Художественное творчество.
Основные формы проведения занятий внеурочной деятельности:
- Игры;
- Беседы;
- Занятия-практикумы;
- Творческие мастерские;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Прогулки.
Немного подробней остановлюсь на каждом из направлений. Актуальность духовно-нравственного направления определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Основные задачи занятий по духовно-нравственному направлению в младших классах:
- усвоение правил поведения в школе, в общественных местах, в гостях, дома, на природе;
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
- формирование уважительного отношения к педагогам, родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
В 1-3 классах проводим беседы о вежливости, дружбе, доброте и заботливости «Ежели вы вежливы», «Поговорим о доброте». Проводим практические занятия на темы: «Мы идём в гости», «Как вести себя за столом». В занятия включаем просмотры мультфильмов, чтение и обсуждение сказок и рассказов «Самый большой друг», «Что такое хорошо и что такое плохо» и другие.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является спортивно-оздоровительное направление. Основные задачи данного направления:
- развитие двигательных умений и навыков;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- привитие навыков самообслуживания.
С целью пропаганды здорового образа жизни проводим познавательные беседы о том, как заботиться о своём здоровье «Разговор о правильном питании», «Режим дня». Привитию учащимся навыков личной гигиены и навыков самообслуживания способствуют занятия-практикумы «Как ухаживать за руками», «Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги». С целью профилактики травматизма систематически проводим с учащимися инструктажи по технике безопасности «Как могут стать опасными домашние вещи», «Осторожно, электричество!». Для организации двигательной активности учащихся разучиваем и выполняем оздоровительные физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры.
Социальное направление «Город мастеров» создаёт возможность для развития личности младших школьников в процессе формирования у них трудовой культуры. На занятиях по этому направлению ребята приобщаются к созидательной деятельности в процессе получения материального продукта (поделки), что способствует развитию потенциальных возможностей их личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений.
Дети учатся работать с различными материалами: бумага, пластилин, ткань, нитки, природный и бросовый материал. Коллективно и индивидуально выполняют доступные для их возраста поделки.
Основная цель общекультурного направления «Мы раскрасим целый свет» заключается в развитии личности младших школьников в процессе приобщения их к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни. На занятиях по данному направлению формируем у ребят элементарные знания об изобразительном искусстве, развиваем умения и навыки изобразительной деятельности.
Во время занятий рисованием дети закрепляют умения правильно держать карандаш и кисточку, располагать лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, знакомятся с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт), осваивают доступные для их возраста нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошками, ватными палочками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"
Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе. В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...
Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС
В данной статье рассмотрены технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения и оценивания учебных успехов, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС....
Внеурочная деятельность, как составляющая воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для саморе...
Организация внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления по программе плавание в условиях реализации ФГОС НОО
Внеурочная деятельность удовлетворяющая потребности учащихся в содержательном досуге, участие в общественно -полезной деятельности, развитие своих интересов на основе свободного выбора....
Коррекционное направление внеурочной деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ
Выступление на педагогиечском совете...
Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...
Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.
Инновации Федерального государственногообразовательного стандарта. Внеурочная деятельность, принципы организации внеурочной деятельности....