Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новикова Анна Евгеньевна

Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.

Всем известно, как велика роль памяти в познании. В младшем школьном возрасте память находится еще в процессе становления, и уровень тех или иных ее особенностей во многом определяет успешность учения. Следует помнить, что учащиеся начальной школы пока еще не всегда понимают, что означает слово «выучите», «запомните», «заучите». Они не умеют запоминать целенаправленно, не владеют способами рационального запоминания, пока еще не велик объем их кратковременной памяти. Поэтому учителю в своей работе важно знать и учитывать уровень развития памяти своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учёт возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий. К этому периоду ребёнок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него, как стрессогенная. У каждого первоклассника, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на его поведении. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

Учебная деятельность со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка в этом возрасте. Это находит своё выражение в отношениях ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Ребёнок в младшем школьном возрасте несёт в себе весь комплекс чувств. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребёнок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда, в зависимости от поступка. «Я хороший» - внутренняя позиция ребёнка по отношению к самому себе. В этой позиции – большие возможности для воспитания. Ведь ребёнок младшего школьного возраста,  так же как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Новое положение в обществе состоит в том, что ребёнок переходит от существования, свободного от постоянных обязанностей, к обязательной общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь уже в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше, чем все». Это стремление в младшем школьном возрасте проявляется в готовности  быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать.  Ребёнок стремится утвердить себя среди сверстников.

Учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения, и мышления; создаёт новые условия для личностного развития ребёнка. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре  ожиданиям. Именно в школе без эмоциональной поддержки со стороны родителей в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.

     К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясняться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.

Ребёнок стремится к знаниям, а самоусвоение знаний происходит через многочисленное «зачем», «как», «почему». Решая некоторые задачи, ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Только на этой основе в этом возрасте начинает формироваться формально-логическое мышление.

Учебная деятельность требует развития высших психических функций: произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-7 лет, 10-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребёнок специально организует себя под  напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычных обстоятельствах ему ещё очень трудно организовать свои психические функции на уровне высших достижений человеческой психики.

На протяжении всего младшего школьного возраста идёт развитие произвольного и осмысленного запоминания. Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней,  количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько задал учитель). Не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке.

Показателем произвольности служат приёмы запоминания. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем учащиеся пользуются более сложным приёмом: чередуют прочитывание с воспроизведением (пересказом). А.А.Смирнов намечает ряд степеней запоминания текста:

1 ступень – простое многократное чтение;

2 ступень – некоторое разнообразие при чтении; при этом ученик не осознаёт, что каждый раз читает текст по-разному;

3 ступень – перед каждым чтением ученик сам ставит задачу и сознательно использует чтение для её решения. Эта ступень присуща ученикам 3 класса.

Для запоминания материала очень важно опираться на наглядность (пособия, макеты, картины). Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.

Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

Многие учителя считают самым эффективным средством прочного  запоминания материала его повторение. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть разнообразными.

Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная  задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать».Для запоминания этого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен.

        Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-нибудь трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Важнейшим приёмом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части и составление плана. Это требует от учащихся сложной мыслительной деятельности и  представляет для них значительную трудность. Поэтому сам собой этот приём не возникает. Нужна специальная организация работы детей по овладению этим приёмом. Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д. Запись названий частей рассказа является опорой для   его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними. После специального обучения младшие школьники используют рациональные приёмы при  заучивании наизусть. Это комбинированный приём запоминания (в целом и по частям) или целостный приём запоминания (повторение распределяют во времени).

        Способом, облегчающим запоминание и воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается с чем-то известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идёт от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы, картины) и внутренние (составление плана, воспроизведение вслух и про себя, нахождение сходства между новым и старым).

        Как указывает А.А.Смирнов: «Для продуктивности запоминания разнообразность повторений имеет важнейшее значение. Оно даёт возможность как-то «по-новому» посмотреть на уже воспринятый материал, выделить в нём то, что ещё не было выделено. Это положение накладывает на школу определённое обязательство: научить школьника в процессе самостоятельной работы при заучивании учебного материала разнообразить повторение, научить его ставить конкретные дифференцированные задачи».

Литература:

  1. Гамезо М.В, Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.:Просвещение, 1984
  2. Мухина В.С Возрастная психология. – М.,2004
  3. Люблинская А.А.Учителю о психологии младших школьников. – М.,1977
  4. Вергелес В.И., Матвеева Л.А., Раев А.И.Младший школьник, помоги ему учиться. – Союз,2000
  5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. – М., 2000
  6. Смирнов А.А.Психология запоминания. – М., 1948


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

В статье рассмотрены результаты  проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления инди...

Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе

Выступление на заседании «Круглого стола» по теме :«Обучение учеников самостоятельному получению знаний»...

Особенности памяти младших школьников: приёмы запоминания, упражнения и рекомендации.

Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Дошкольник запоминает без всякого труда то, что ему интересно. В школе ученику необходимо запоминать и то,...

Конспект родительского собрания Родителям об особенностях памяти младшего школьника

  Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти....

Статья "Психолого-педагогические рекомендации развития памяти младших школьников"

Статья на тему: "Психолого-педагогические рекомендации развития памяти младших школьников". В данной статье рассказывается о методиках и играх по развитию памяти умственно отсталых обучающих...