«Особенности учебной деятельности младшего школьника»
презентация к уроку на тему

григорьева светлана петровна

презентация к семинару для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация106.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности Учебной деятельности младшего школьника

Слайд 2

Учебная деятельность - Как синоним научения, учения, обучения Умение учиться Как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте Как один из видов деятельности школьников

Слайд 3

Структура учебной деятельности В.В.Давыдов: -учебные ситуации (задачи), -учебные действия, -действия контроля и оценки. Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем и т.д.) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения предполагает переход от отработки у школьника каждого компонента УД к самостоятельному осуществлению структурных компонентов УД без помощи учителя.

Слайд 4

В настоящее время, в рамках ФГОС : Компоненты учебной деятельности Универсальные учебные действия Познавательные и учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия: ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка личностные Регулятивные + саморегуляция познавательный коммуникативный

Слайд 5

В дошкольном возрасте: -имеются предпосылки к УД, одной из которых является дошкольный познавательный интерес В младшем школьном возрасте: -введение обучающегося в УД, -овладение компонентами УД, -УД имеет ведущее значение. В среднем школьном возрасте: -овладение ребёнком общей структуры УД, -осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, -использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.

Слайд 6

Систематическое осуществление младшими школьниками компонентов УД определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста: -как субъекта УД; -появление основ теоретического мышления; -произвольность учебно-познавательных действий.

Слайд 7

Основные умения саморегуляции 1-й класс: - умение готовить рабочее место; умение сдерживать свою импульсивность (непроизвольный интеллектуальный контроль). 2-й класс: способность оценивать успешность выполняемых действий; умение действовать по готовому плану, в том числе дневнику, заданию; умение проверять себя. 3-й класс: знание своих типичных ошибок и трудностей в том или ином предмете; знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (как я лучше запоминаю, к примеру); способность планировать, выдвигать цели интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действия ( начало формирования ). 4-й класс : знание приемов интеллектуальной самонастройки; способность планировать, выдвигать цели интеллектуальной деятельности, продумывать средства их реализации, выстраивать последовательность собственных действий.

Слайд 8

Психолого-педагогические исследования показывают, что при существующей системе начального образования в России УД к моменту окончания начальной школы (т.е. к 9-10 годам жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на один - два года с тем, чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т.е. потребность в УД и возможность ее индивидуального осуществления.

Слайд 9

А.К. Маркова при диагностике компонентов УД: понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи; самостоятельная постановка школьником учебных задач; самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.

Слайд 10

Состояние учебных действий: какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.); в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого; складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий; владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата;

Слайд 11

Состояние самоконтроля и самооценки: умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль); может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль); способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); владеет ли школьник адекватной самооценкой; доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;

Слайд 12

Каков результат учебной деятельности: объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности); субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий)

Слайд 13

Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено: критериально-ориентированными тестами , деятельностными пробами , длительным наблюдением , в ходе психологически продуманного устного опроса , в письменных контрольных работах

Слайд 14

В школьной практике предлагается учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, их обеспечивающую. (А.К. Маркова) - наличие познавательной активности . В активности человека обычно выделяют два основных компонента — инициативу и ответственность , между которыми должно сохраняться примерное равновесие. Применительно к познавательной активности это означает, что ребенку необходимо наличие как развитой познавательной инициативы, так и ответственности в учебной деятельности. П ри определении критериев наличия познавательной активности учитывают оба этих компонента. Критерии наличия познавательной активности: - потребность в познании и инициативные действия для ее удовлетворения; -потребность в учебных достижениях, необходимых для поддержания чувства собственного достоинства (не только для поощрения взрослыми); -развитая в соответствии с возрастом произвольность как необходимое условие преодоления учебных трудностей; -соответствующие возрасту самостоятельность на уроке и ответственность за результат своей работы .

Слайд 15

Используемые методики «Таинственное письмо» Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком. Средний уровень - познавательная активность быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил. Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку. «Узор» 60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе. 48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. 36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться. Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.

Слайд 16

Результаты исследования: По данным исследования: 2 кл . – 7 чел., 3 кл . – 14 чел., 4 кл . – 13 чел. 1.Высокий уровень познавательной активности (100%) имеют -3 об-ся - 2 кл ., -10 об-ся – 3 кл ., -13 об-ся – 4 кл . Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается (об-ся приступили к расшифровке, но не закончили) -4 об-ся – 2 кл ., -4 об – 3 кл . 2.Высокий уровень умения действовать по правилу имеют -5 об-ся – 2 кл ., -11 об-ся – 3 кл ., -11 об-ся – 4 кл . Средний уровень имеют -1 об-ся – 2 кл ., -3 об-ся – 3 кл ., -2 об-ся – 4 кл Ниже среднего уровень имеет -1 об-ся – 2 кл .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников

Представлены материалы о возрастных особенностях младших школьников: психологических новообразованиях возраста, развитии личности и познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения,...

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированное достаточно высокого уровня произвольного внимания. К...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Особенности личности и учебной деятельности младших школьников

Статья о личности и учебной деятельности младших школьников...

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Данная статья раскрывает особенности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. Зная их, педагогический и воспитательный коллектив специального коррекционного учреждения может п...

Особенности проектирования учебной деятельности младших школьников

Рассматривается вопрос организации учебной деятельности младших школьников....