Профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников
методическая разработка (1 класс)

В памятке раскрыто панятие школьная дезадаптация.  Формы ,причины школьной дезадаптации , так же коррекционные мероприятия по их устранению.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.     Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Возрастные особенности первоклассников.

C:\Users\АБАК\Desktop\5190trebovaniya_k_arbitragnim_ypravlyaushim.png    Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

  • Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности
  • Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию
  • Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляетсяи развивается рефлексия
  • В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка
  • Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру
  • Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу
  • Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого
  • Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого
  • Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности. Появление внутренней жизни ребенка

Памятка для учителей первоклассников!

Школьная дезадаптация.

C:\Users\АБАК\Desktop\Новый-рисунок-1.jpg

Составила :  педагог-психолог Габдрахманова А.И.

     

Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков учебной деятельности.

– педагогическая запущенность;
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
– минимальная мозговая дисфункция;
– общая соматическая ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Трудности будущих первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

В этой статье вы узнаете о трудностях в школе в первые месяцы, которые поджидают будущих первоклассников. Причины их возникновения. Способы профилактики и коррекции. Тест для родителей на определение ...

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...