Профилактика отклонений в поведении агрессивных детей
статья на тему

Кудряшова Нонна Альбертовна

В статье даны различия понятий "агрессия" и "агрессивность". Выделены основные виды агрессии. Рассмотрены проявления агрессивного поведения в детском возрасте и их причины. Перечислены диагностические критерии, с помощью которых можно выявить агрессивных детей. Дано определение понятиям "норма" и "отклонения в поведении". Проанализированы литературные источники, позволяющие выделить основные виды отклонений в поведении, встречающиеся у агрессивных детей. Даны основные способы профилактики каждого из наиболее распространённых поведенческих  отклонений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_otkloneniy_v_povedenii_agressivnyh_detey.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика отклонений в поведении агрессивных детей

Автор: Кудряшова Нонна Альбертовна, воспитатель ГПД

В современном мире растёт число агрессивных детей. Это связано с ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, недостаточной развитостью у детей коммуникативных навыков, невниманием педагогов к нервно-психическому состоянию детей, доступностью для детей средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия, а также с увеличением доли патологических родов, вызывающих повреждения головного мозга ребёнка. Научный интерес к проблеме детской агрессивности возрастает, но большинство исследований охватывает лишь теоретическую часть проблемы, а работ, связанных с изучением отклонений в поведении агрессивных детей, и программ, направленных на профилактику данных отклонений, не так много.

Следует различать такие понятия, как «агрессия» и «агрессивность».

Под агрессивностью вслед за А.А. Реаном мы будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [13]. Агрессия, по определению этого же автора, – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [13].

Известные психологи выделяли различные виды агрессии. Например, Э. Фромм делил агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную». «Доброкачественная» агрессия, как он говорил, возникает в момент опасности и носит оборонительный характер. При исчезновении опасности затухает и этот вид агрессии. А «злокачественную» агрессию Э. Фромм связывал со структурой личности. Эта форма агрессии представляет собой жёсткость и деструктивность и может появляться спонтанно.

А. Басс и А. Дарки выделяли 5 видов агрессии:

1) физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

2) раздражение (вспыльчивость, грубость);

3) вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);

4) косвенная агрессия, которая, в свою очередь, делится на направленную (сплетни, злобные шутки) и ненаправленную (крики в толпе, топание и т.д.);

5) негативизм (оппозиционная манера поведения).

Существует ещё несколько общепризнанных классификаций видов агрессии. По открытости проявления выделяют прямую (направленную непосредственно на какого-либо объекта или субъекта) и косвенную (действия, окольным путём направленные на другое лицо – сплетни, шутки и т.д., а также ненаправленные, неупорядоченные действия – крики, топание ногами, битьё кулаком по столу и т.д.) агрессию. В зависимости от цели агрессия бывает враждебной (направленной на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия) и инструментальной (направленной на достижение цели, защиту своих прав и интересов; такая агрессия является необходимым моментом адаптации). Исходя из причины, выделяется реактивная (ответ на агрессию другого) и проактивная (исходящая от зачинщика и направленная на получение определённого положительного результата) агрессия. По направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессию. Аутоагрессия направлена на самого себя, а гетероагрессия – на других людей. В зависимости от того, приносит агрессия вред или пользу объекту, её делят на негативную и позитивную. Позитивная агрессия может встречаться, например, в спортивных соревнованиях по отношению к команде противника.

И.А. Фурманов занимался изучением проявлений агрессии в детском возрасте и выделял социализированную и несоциализированную агрессию. Социализированная агрессия чаще всего используется для привлечения внимания у детей, испытывающих потребность в контактах со сверстниками. Этот вид агрессии характерен для детей, не имеющих психических нарушений, но отличающихся низким моральным и волевым уровнем регуляции поведения, нравственной нестабильностью, игнорированием социальных норм и слабым самоконтролем. Несоциализированная агрессия встречается у детей, страдающих психическими расстройствами, и возникает спонтанно или в качестве реакции на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Для детей с таким видом агрессии характерна высокая личностная тревожность, эмоциональная напряжённость, склонность к возбуждению и импульсивному поведению.

Чтобы выявить при помощи наблюдения агрессивных детей, можно воспользоваться следующими диагностическими критериями:

1)        такие дети чаще других теряют контроль над собой;

2)        часто спорят и ругаются со сверстниками и взрослыми;

3)        намеренно вызывают раздражение у взрослых, не выполняют их просьбы;

4)        часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках;

5)        являются завистливыми и мнительными;

6)        часто сердятся и устраивают драки [15].

Если у ребёнка в течение 6 и более месяцев устойчиво проявляются хотя бы 4 критерия из вышеперечисленных, то он является агрессивным.

Самыми основными отличиями агрессивных детей от других являются: высокая частота агрессивных действий (в час наблюдается не менее четырёх агрессивных актов), преобладание прямой физической агрессии и наличие враждебных агрессивных действий, направленных на причинение физической боли или страдания другому ребёнку, а не на достижение какой-либо цели.

Нельзя судить об агрессивности только по внешним проявлениям ребёнка. Важно изучать и определять мотивы агрессивного поведения, его психологические условия и варианты.

Зачастую агрессия – это не просто нападение, а отстаивание своих прав, интересов, проявление внутреннего напряжения (усталости, недовольства и т.д.), выражение протеста. Агрессивность у детей играет важную защитную функцию – функцию физического и эмоционального самосохранения. Со стороны взрослых очень важно вовремя увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребёнка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и поведении.

Агрессивность как черта личности может быть вызвана разными причинами. Чаще всего дети усваивают модели поведения из трёх источников:

1) семья, которая может демонстрировать модель агрессивного поведения и закреплять её в поведении ребёнка;

2) взаимодействие со сверстниками, от которых они узнают о преимуществах агрессивного поведения (самому сильному ребёнку всё можно);

3) символические примеры – сцены насилия и жестокости, наблюдаемые с экранов телевизоров.

Говоря о семейных факторах, влияющих на формирование агрессивного поведения у детей, то можно выделить реакцию родителей на не устраивающее их поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми в целом, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с братьями и сёстрами, фактор полной или неполной семьи. Причинами возникновения агрессивности могут быть: плохие отношения с родителями или с одним из них; ощущение ребёнка, что в семье его считают никуда не годным; безразличие родителей к чувствам ребёнка; отсутствие поддержки и заинтересованности его жизнью; наказания за ссоры и драки преимущественно старших детей, а не их младших братьев и сестёр; жестокие наказания. Могут быть разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми; кроме того, могут наблюдаться разногласия и враждебность в отношениях родителей между собой, различия в их ценностях и интересах. Часто отец может демонстрировать агрессивную модель поведения и поощрять её в поведении ребёнка. Негативное влияние матери может заключаться в отсутствии требовательности к детям, в равнодушии по отношению к их социальной успешности. У агрессивных детей, как правило, отсутствуют чёткие обязанности по дому. Причиной может стать и то, что модели воспитания родителей противоречат друг другу (например, очень жёсткий отец и попустительская мать), в результате чего у ребёнка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которую он переносит на окружающий мир. Основными воспитательными средствами в семье с агрессивным ребёнком могут выступать физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Важным моментом является отсутствие у родителей чувства вины при использовании того или иного метода наказания. Наконец, такие родители чаще всего не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения детей, остаются равнодушными к их эмоциональному миру.

Отличительными признаками всех агрессивных детей являются невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого, неадекватная реакция на чужие успехи. В основе такого отношения к сверстникам лежит фиксированность ребёнка на себе, его внутренняя изоляция от других.

Иногда причиной агрессивности может быть неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), а также высокий уровень личностной тревожности. У большинства агрессивных детей наблюдаются существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Они сомневаются в том, что сверстники относятся к ним положительно, им кажется, что их не ценят, не видят их достоинств, даже если такие представления не соответствуют реальности. Чаще всего такие дети не считают себя агрессивными, они приписывают враждебность другим, постоянно ждут нападения или подвоха со стороны партнёра.

Под отклонениями в поведении мы вслед за Л.Д. Унаровой будем понимать действия человека, не соответствующие писаным и неписаным нормам [16]. Норма – это правила общепринятого и ожидаемого поведения [6].

Изучением индивидуально-личностных особенностей и поведенческих отклонений агрессивных детей занимались такие авторы, как Е.И. Шапиро, Р.В. Овчарова, С.Л. Колосова, Р.М. Масагутов [5; 8; 10; 20].

Обычно мало кто задумывается о положительных сторонах агрессивных детей. Тем не менее, у них могут наблюдаться такие положительные черты, как независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность. Но, конечно же, им присущи и отрицательные качества, к примеру, раздражительность, обидчивость, негативизм. Эти черты выделяет психолог Е.И. Шапиро.

С.Л. Колосова проводила исследование по выявлению психологических особенностей агрессивных детей 5-7-летнего возраста. Она указывает, что в основе агрессивного поведения часто лежат следующие свойства личности: эгоцентризм, недоверие к окружающим, потребность в абсолютном самоутверждении, узость общественных мотивов поведения и недостаток социальной нормативности. Также данным автором было выявлено, что агрессивные дети имеют низкие адаптивные способности. Им свойственна конфликтность в отношениях со сверстниками, враждебность по отношению к взрослым, чувство собственной неполноценности в семейной ситуации. Нередко они скованы в контактах, дистантны, у них неустойчивая самооценка, они чувствуют себя социально некомпетентными, но при этом отличаются болезненным самолюбием.

Р.М. Масагутов занимался изучением психопатологических и социально-психологических аспектов детской и подростковой агрессии. Результаты его исследования показали, что 25-40% детей были охарактеризованы своими матерями как неуступчивые и упрямые. Некоторые дети, в основном мальчики 3-6 лет, отличались неуживчивостью в детском коллективе, конфликтностью, частым стремлением делать назло. У 2-7% детей наблюдалось враждебное отношение к членам семьи. Все эти характеристики можно отнести к проявлениям враждебного и оппозиционного поведения.

Кроме вышеперечисленного, у некоторых детей была выражена склонность к жестокому обращению с животными. Часто такая склонность бывает связана с психической патологией в сфере влечений, в норме же у детей могут наблюдаться единичные эпизоды грубого обращения с животными. У 2-12% детей было обнаружено стремление причинить физическую боль животным.

Р.М. Масагутов также сообщает об интересной тенденции, замеченной зарубежными психологами: дети и подростки при беседе называют большее количество проблем в своём поведении и психическом состоянии, чем их родители, так как родители имеют склонность к переоценке позитивных и недооценке негативных тенденций в поведении своих детей.

Обобщая все изученные исследования, наиболее распространёнными, исходя из частоты упоминания в литературных источниках, являются такие отклонения, как низкий уровень самоконтроля; повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; недостаток социальной нормативности; конфликтность в отношениях со сверстниками; враждебность по отношению к взрослым; упрямство.

Под психологической профилактикой вслед за В.Г. Баженовым и В.П. Баженовой мы будем понимать деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития [3].

Поскольку нами было выделено 6 наиболее распространённых отклонений в поведении агрессивных детей, ниже будут кратко разобраны способы профилактики каждого из этих отклонений.

Профилактика низкого уровня самоконтроля

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом его собственных действий, психических процессов и состояний [14]. Кроме того, это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями [19]. Основой самоконтроля служит такая высшая психическая функция, как воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия [11].

Для профилактики низкого уровня самоконтроля эффективнее всего использовать разнообразные игры с правилами, в частности, игры, требующие преодолеть естественную реакцию, игры на развитие произвольного внимания, краткосрочной памяти и когнитивной гибкости (способности переключаться с одной мысли на другую или обдумывать несколько вещей одновременно), игры, требующие сосредоточиться на одной вещи и игнорировать всё остальное. Также развитию самоконтроля способствуют упражнения, направленные на сличение своей работы с образцом и заключение выводов о правильности выполнения задания.

Полезны для развития самоконтроля и дыхательные упражнения; упражнения, направленные на успокоение и снятие напряжения.

В работе по профилактике низкого уровня самоконтроля могут принимать участие и родители. Полезно будет рассказывать собственные истории (пребывание в роли слушателей развивает у детей способность сосредоточиваться и обращать внимание на детали), ставить стимулирующие цели (например, самостоятельно изготовить настоящий скворечник), поощрять активные увлечения ребёнка, записать ребёнка на занятия спортом (особенно если это будут традиционные боевые искусства), танцы или обучение игре на музыкальных инструментах; играть вместе с детьми. Кроме того, благотворное влияние на развитие способности к целенаправленной деятельности имеет обучение ребёнка по системе Монтессори.

Профилактика высокой чувствительности к оценкам и действиям окружающих

Агрессивных детей с повышенной чувствительностью к оценкам и действиям окружающих относят к агрессивно-обидчивым и истощаемым. Для них характерны ранимость и раздражительность. Они чаще других обижаются на замечания и нежелательные действия в свой адрес. Обида – это болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнёров по общению [1].

Данное отклонение в поведении может быть связано как с особенностями воспитания и трудностями обучения, так и с особенностями созревания нервной системы и организма в целом. Чрезмерная чувствительность периодически провоцирует совершение агрессивных действий.

Для профилактики повышенной чувствительности подходят шумные игры, позволяющие разрядить психическое напряжение, выразить своё раздражение на каком-либо предмете. Также следует избегать ситуаций перенапряжения.

Профилактика низкой социальной нормативности

Для профилактики низкой социальной нормативности необходимо вести с детьми работу, направленную на нравственное воспитание. По мнению Я.А. Коменского, нравственное воспитание должно включать в себя развитие таких качеств, как послушание, умеренность, опрятность, почтение к старшим, правдивость, справедливость, трудолюбие. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что нравственное воспитание должно быть построено на методе естественных последствий: ребёнок должен сам узнать о последствиях того или иного поступка, в соответствии с последствиями оценить его и принять решение о необходимости его совершить. «Если же он не сумеет справиться с этой задачей, то в результате наступает естественное наказание, которое служит естественным предостережением для будущего» [25].

Работа по профилактике низкой социальной нормативности должна быть направлена на развитие эмпатии путём осознания последствий поступков для тех людей, на кого эти поступки направлены; чтение художественной литературы и анализ поступков героев с точки зрения соответствия их общепринятым нормам; использование упражнений, направленных на выбор нравственных поступков (например, ребёнок решает, что важнее: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому). Также эффективны будут игры, направленные на формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета; на воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям; на развитие умения и желания всё делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.); на помощь ребёнку в накоплении социального опыта; на расширение работы с родителями по вопросам воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Родители, в свою очередь, прежде всего должны показывать ребёнку пример нравственного поведения, давать положительную и отрицательную моральную оценку поступкам ребёнка.

     Профилактика конфликтности по отношению к сверстникам

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [2].

Конфликты случаются у всех без исключения детей и имеют, помимо негативного, позитивный смысл: ребёнок начинает осознавать собственные возможности, активизируется как субъект предупреждения, преодоления и разрешения конфликта. В связи с этим педагогам необходимо организовать условия для максимальной реализации конструктивного потенциала конфликтов.

При профилактике конфликтности в первую очередь нужно обратить внимание на то, что конфликты являются следствием неумения построить друг с другом отношения, договориться между собой. Поэтому основной задачей профилактики конфликтности у детей будет являться обучение конструктивным способам разрешения конфликтов, навыкам нахождения компромисса.

Одним из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения выступает игра. При работе с детьми можно использовать разнообразные виды игр: подвижные, музыкальные, театрализованные, традиционные народные игры, игры со строительным материалом, дидактические игры. Любые виды совместных игр способствуют развитию сплочённости и взаимопомощи в детском коллективе, позволяют отработать на практике нормы и правила культуры поведения. Полезна также совместная продуктивная деятельность.

Помимо игр и другой совместной деятельности детей, можно читать им сказки, показывать мультфильмы и художественные фильмы о дружбе. После чтения или просмотра полезно обсудить с детьми услышанное или увиденное, предоставить им возможность самостоятельно определить, кто из героев поступил правильно, а кто нет, и почему; придумать, как бы они сами поступили в подобной ситуации.

Игры и упражнения, используемые для профилактики конфликтности у детей, должны быть направлены на обучение пониманию и выражению собственных чувств и желаний, умению выслушать другого и договориться с ним. Также необходимо предложить детям возможные варианты решения конфликтов, а после совместно искать выход из различных конфликтных ситуаций. Кроме того, в ситуации конфликта взрослый обязательно должен высказывать детям своё отношение к происходящему через «Я-сообщение», например: «Мне не нравится, когда в классе ребята ссорятся и дерутся», и поощрять их за успешное нахождение выхода из ситуации. Поощрения могут быть материальными (какие-либо вещи или угощения) и моральными (похвала, комплименты). Моральные оценки являются наиболее эффективными, так как благоприятно влияют на самооценку ребёнка.

Важная роль в профилактике конфликтности отводится родителям. Они могут показать ребёнку собственный положительный пример бесконфликтного общения, научить различным вариантам знакомства с детьми и возможным ответам в случае отказа. Кроме вышеперечисленного, родители должны поддерживать стремление ребёнка пригласить домой кого-либо из детей, чаще организовывать совместные игры, время от времени принимая в них участие сами, устраивать совместные праздники, ходить в гости к знакомым, у которых есть дети, больше общаться с ребёнком и рассказывать ему о своих друзьях детства, о взаимоотношениях с ними.

Профилактика враждебности по отношению ко взрослым

Враждебность по отношению ко взрослым может проявляться в том, что ребёнок замахивается на родителей или даже бьёт их, обзывается. Такое поведение может быть вызвано разными причинами: например, ребёнок подобным образом привлекает к себе внимание, если получает от взрослых недостаточно ласки, или хочет получить нечто запретное, а родители отказывают ему. Иногда с помощью агрессивных действий ребёнок проверяет границы дозволенного поведения. Часто враждебное отношение к родителям связано со стремлением ребёнка выплеснуть накопившуюся энергию, если он воспитывается в условиях железной дисциплины и многочисленных запретов. Ещё одной распространённой причиной может являться повторение увиденного поведения родителей или следование их установкам, что обидчику всегда нужно «давать сдачу». В некоторых случаях при помощи агрессивных действий ребёнок может демонстрировать большую радость, особенно если он не умеет выражать её другими способами. Также иногда ребёнок не осознаёт своё поведение, например, он может говорить обидные слова, не понимая, что оскорбляет своих близких.

Для профилактики враждебности по отношению ко взрослым необходимо дать ребёнку понять, что драться с родителями нельзя. Следует напоминать ему об этом при каждой попытке ударить кого-либо из членов семьи. Кроме того, нужно действовать последовательно, всегда показывать одну и ту же реакцию, дать понять, что вам больно и обидно. Физические наказания за агрессивные действия должны быть исключены, точно так же, как и проявления агрессии других членов семьи между собой. Вместо наказаний необходимо обозначить проблему ребёнка вслух, дать ему понять, что его понимают, но объяснить и свою позицию, используя при этом «Я-сообщение», а не оценивая ребёнка. Желательно, чтобы родители придумали вместе с ребёнком способы контроля над его поведением.

Педагог может использовать для профилактики у детей враждебности по отношению ко взрослым подвижные игры, позволяющие выплёскивать накопившуюся энергию; методы избавления от гнева путём его рисования и последующим уничтожением листа или превращением гнева во что-то позитивное; игры, позволяющие детям направлять эмоции в правильное русло.

Профилактика упрямства

Упрямство – поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращённых к нему [17]. У детей оно обычно выражается в стремлении делать всё по-своему, наперекор взрослым, даже если требования или просьбы связаны с чем-то приятным для них. Это самый распространённый из детских недостатков. Возникновение упрямства у детей часто связано с гиперопекой со стороны родителей и пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными. В подобной ситуации упрямство выступает как способ утверждения себя как личности. Другими причинами упрямства могут быть: внезапное нарушение привычного уклада жизни ребёнка; неудовлетворение естественных потребностей (голод, усталость, сонливость) и связанный с этим физический дискомфорт; перенасыщение впечатлениями; начало болезни или недавнее выздоровление; упрямство и излишняя принципиальность родителей, отсутствие у них гибкости требований в воспитании; особенности функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга (у левшей процесс самоутверждения протекает в более обострённой форме). Иногда упрямство может быть формой расстройства психики.

Упрямство наиболее характерно для самолюбивых, активных, энергичных детей, обладающих высоким чувством собственного достоинства.

Ведущая роль в работе по профилактике упрямства отводится родителям. Им необходимо чаще хвалить ребёнка в случаях, когда он этого заслуживает, ставить себя на место ребёнка и стараться понять причины его поведения, исключить предвзятое отношение к нему, демонстрацию собственного превосходства, использование физических наказаний. Вместо того, чтобы срываться на ребёнка, нужно сохранять спокойствие, твёрдость и решительность. Родителям важно задуматься о том, не являются ли они сами упрямыми, и исключить подобные проявления в своём поведении. Также стоит избегать напоминания ребёнку о ситуациях, в которых он действовал наперекор родителям. Нельзя идти на уступки ребёнку и соглашаться с ним только для того, чтобы он «отстал». Если ребёнок начинает упрямиться, можно увлечь его игрой, чтобы у него возникло ощущение, что выполнение требования совпало с его желанием. Кроме того, во многих ситуациях можно вместо прямой просьбы предоставлять ребёнку право выбора (например, вместо того, чтобы позвать его гулять или спросить, хочет ли он пойти на прогулку, можно обратиться к нему с вопросом, куда он хотел бы пойти – в парк или во двор).

Педагогом могут использоваться такие методы профилактики упрямства, как игры на тему внутрисемейных взаимоотношений (например, «Дочки-матери»), ролевые театрализованные игры по мотивам русских народных сказок, сказкотерапия (чтение притч, былин, мифов, анекдотов, сказок, рассказов, связанных с темой упрямства, и сочинение собственных сказок), просмотр мультфильмов на соответствующую  тему, музыкотерапия (применение низких звуков, стабилизирующих психику), танцевальная терапия (обучение самовыражению), релаксационные упражнения, арт-терапия.

Список информационных источников:

1. Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте: Реферат [Электронный ресурс] // REFSRU. – URL: http://www.refsru.com/referat-12670-1.html (дата обращения: 03.05.17).

2. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию / А.Я. Анцупов, А.А. Малышев. – М.: МАУП, 2006. – 551 с. – С. 32.

3. Глоссарий. Психологические механизмы девиантного поведения школьников  [Электронный ресурс] / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. – URL: http://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-profilaktika.html#item-66904 (дата обращения: 03.05.17).

4. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.: ил.

5. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5-7-летнего возраста: Автореф. дис-ии на соиск. уч. степ. канд. псих. наук / С.Л. Колосова. – М., 1994.

6. Краткий словарь-справочник по психологии / Авторский коллектив РУДН [Электронный ресурс] – URL: http://vocabulary.ru/termin/norma.html#item-13300 (дата обращения: 21.04.2017).

7. Кудряшова И.Ю. Профилактика отклонений в поведении агрессивных детей // Сборник научно-исследовательских работ межрегионального конкурса научно-исследовательских работ студентов «Современные тенденции развития науки в молодёжной среде», 1 марта-21 апреля 2017 г.: сборник НИРС / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А.Бунина - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2017.

8. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: (Психопатол. и соц.-психол. аспекты) / Р.М. Масагутов; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т, Башк. гос. мед. ун-т. – Уфа: Изд-во Уфим. гос. нефтяного техн. ун-та, 2002. – 101 с.: ил.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-Центр, 2008. – 184 с.

10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2000. – С. 276-277.

11. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – URL: http://didacts.ru/termin/volja.html#item-11285 (дата обращения: 03.05.17).

12. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1983. – 120 с. – С. 75.

13. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.

14. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] / С.В. Березина, К.С. Лисецкий, М.Е. Серебрякова. – URL: http://vocabulary.ru/termin/samokontrol.html#item-3850 (дата обращения: 03.05.17).

15. Смирнова Т.П.  Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с. – (Серия «Психологический практикум»).

16. Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление / Л.Д. Унарова. – М.: Издат. дом Академии Естествознания, 2012.

17. Упрямство [Электронный ресурс] // Психологос. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/upryamstvo (дата обращения: 03.05.17).

18. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос—Пресс, КДУ, 2013. – 211 с.

19. Хрестоматия – педагогический словарь библиотекаря [Электронный ресурс]. – URL: http://didacts.ru/termin/samokontrol.html#item-7754 (дата обращения: 03.05.17).

20. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей / Е.И. Шапиро. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 48 с.: ил. – (Серия «Ох уж эти детки! Секреты воспитания»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность, как одна из причин агрессивного поведения депривированных детей.

Если выбирать из детской среды  группу детей,  наиболее подверженных  риску нарушений психического состояния, то вероятно это будут дети, жизнь которых протекает в условиях  эмоцио...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Агрессивное поведение у детей с интеллектуальным недоразвитием

Родители и педагоги, просматривая материалы данной презентации,  познакомятся с видами и причинами агрессии, а также с рекомендациями по общению с агрессивным ребенком в процессе обучения и воспи...

Проект: Направленность и содержание консультации с родителями (законными представителями) ребенка от 0 до 3 лет. Тема: «Агрессивное поведение у детей раннего возраста»

Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из ...

Отклонения в поведении детей

Презентация составлена для педсовета или родительского собрания....

Агрессивное поведение у детей с ОВЗ

Что такое агрессия, ее виды(физическая, вербальная, негативизм)...