Консультация для родителей на тему: «Застенчивый ребенок»
консультация (1 класс) по теме

Чернавцева Людмила Геннадьевна

   Застенчивость и замкнутость — личностные особенности, характерные для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эти черты можно назвать одной из наиболее распространенных причин, затрудняющих общение. В данной работе Вы сможете выяснить не только причину детской застенчивости, но и познакомиться с коррекционными упражнениями и играми по преодолению данного качества. А в завершении получить рекомендации : «Как помочь застенчивому ребёнку?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivost.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Застенчивый ребенок»

   Застенчивость и замкнутость — личностные особенности, характерные для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эти черты можно назвать одной из наиболее распространенных причин, затрудняющих общение. Как и многие другие качества личности, эти формируются в детском возрасте и часто сохраняются на протяжении всей жизни, мешая человеку свободно и спокойно устанавливать контакты с другими людьми, вступать в коммуникативное взаимодей­ствие с ними. Давайте попробуем разобраться, что же такое застенчивость и замкнутость, почему они появляются, какие последствия для развития ребенка могут за собой повлечь. Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивость бывает как избирательной, когда ребенок испытывает страх только перед определенным человеком, который может быть в чем-то сильнее и умнее его (учитель, незнакомый взрослый, старшие дети), так и тотальной, когда ребенок испытывает трудности в установлении контакта практически со всеми людьми, независимо от их возраста и пола. Откуда же берется застенчивость? Как правило, она формируется на основе опыта неудачного взаимодействия ребенка в прошлом. В этом случае ребенок испытывает страх, потому что не знает, как наладить контакт, не владеет способами эффективного общения и поэтому боится его. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывать постоянную тревогу по поводу своих действий. «А правильно ли сделаю, если поступлю так? А может быть, лучше сделать по-другому?» — думает застенчивый ребенок. Он испытывает неуверенность в собственной состоятельности и правильности своих действий. Ощущение собственной неумелости и неловкости в общении ведет к недооцениванию себя, а иногда и к самоунижению. Застенчивый ребенок воспринимает себя слабым, неумелым, неспособным, жалким. Он хочет общаться, но не знает, как это делать, а может быть, даже и знает, но не умеет использовать свои навыки.

1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении?

 - Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

 - Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

 - Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?

 - Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

 -Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

 - Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

 - Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер?

 2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.

Работая с ребенком, нужно помнить, что в жизни маленького человека нет и не может быть никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Изменить поведение ребенка - нереальная задача, если взрослые не присмотрятся к себе, не изменят себя.

Коррекционные упражнения и игры по преодолению застенчивости.

1. Предложить ребёнку игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратить внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросить ребенка понаблюдать за выбранным человеком. Теперь попросить его описать себя в той же ситуации - есть разница?

    Объяснить ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Пусть ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например:

  • Улыбнуться
  • Сказать «Привет»
  • Спросить, можно ли поиграть вместе с ними.

   Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми.

 2. Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ребенок считает себя глупым? Следует спросить, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Надо помочь ребенку найти побольше положительных качеств, и увидеть, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

 3. Можно договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз. Уверенность в себе тренируется постепенно.

 4. Если ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку. Надо на помощь призвать чувство юмора и придумать вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...

 Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

 5. Игра «Колдун». Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребёнок должен отвечать жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает это игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

 6. «Расскажи стихи руками». Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

 7. Коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребёнок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.  И САМОЕ ГЛАВНОЕ:

   Следует родителям уделить побольше времени своему ребенку и помочь ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Рекомендации. «Как помочь застенчивому ребёнку?»

  • Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение
  • Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым
  • Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно
  • Если взрослые будут каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает их ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны
  • Не стоит постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу
  • Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе
  • Постараться чаще подавать пример уверенного, контактного поведения
  • Не создавать проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизировать ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света
  • Расширять круг знакомств ребёнка, чаще приглашать к себе друзей, чаще брать с собой в гости, учить спокойно, относиться ребёнка к новым местам
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей
  • Постоянно укреплять у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах
  • Важно не только научить детей соответствующим социальным навыкам, но и укрепить, стимулировать их чувство собственного достоинства
  • Необходима помощь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей
  • Исключительно важна похвала
  • Доказывать ребенку, что взрослые о нем высокого мнения
  • Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением
  • Создавать ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Вредное воздействие компьютера на ребенка".

«Вредное воздействие компьютера на ребенка»Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что он вреден даже взрослым. Неокрепший организм малы...

Консультация для родителей на тему:"Как организовать летний отдых ребенка"

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий  дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познан...

Рекомендации родителям для преодоления застенчивости ребенка

Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость, замкнутость (необщительность). Желательно пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно...

Консультация для родителей по теме "Соблюдение ребенком режима дня"

Консультация для родителей и рекомендацииТема: «Соблюдение ребёнком режима дня».Цели: - показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать?"

Материал содержит основные рекомендации родителям будущих школьников о том, как правильно научить ребенка читать. Информация будет полезна как родителям, так и учителям....

Консультация для родителей на тему::Убережем ребенка от вредных привычек!"

Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей  потребности в здоровом образе жизни....

Консультация для родителей по теме "Соблюдение ребенком режима дня"

Тема: «Соблюдение ребёнком режима дня».Цели: - показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и...