Замкнутость
консультация на тему

Паутова Светлана Михайловна

Лекторий для родителей начального звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zamknutost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                          Замкнутость

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствие лепит, рисует, конструирует…  

Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки . Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действитель в свою скорлупу, уйдет в себя.

        Иное дело, когда замкнутость вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками.

В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

        Довольно распространенным явлением считается замкнутость единственного ребенка в семье. Лишенный общества брата или сестры, вынужденный часто играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно.

        Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуются благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться установить контакт с теми, кто его окружает.

        Причиной замкнутости  может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания?  Может быть, вы всегда заняты, вам некогда  поговорить с ним или хотя бы выслушать его? Может быть, вы постоянно высказываете недовольство его поступками, внушаете, что все делаете не так: слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится( или медлит), не так ходит, не так сидит…

        Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку, тогда и он перестанет замыкаться в себе.

        Причины замкнутости ребенка могут подсказывать его рисунки. Предложите ему  нарисовать свою семью, не объясняя ему, что вы под этим понимаете. Пусть он сам выберет, что нарисовать.

        Как ребенок изобразил себя:

        *очень крупная фигура (крупнее всех остальных) может означать, что он несколько избалован;

        *наоборот, очень маленькая фигура ( меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать что ребенок, оценивает свою роль в семье как незначительную; но, может быть, он просто подчеркивает, какой он еще маленький по сравнению со стальными;

        * он находиться в стороне от мамы, папы и других родных – возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он скорее всего ощущает себя изолированным от остальных;

        * он нарисовал себя в кругу семьи, все держаться за руки, значит, в доме царит дружеская атмосфера, или ребенок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не все благополучно);

        * все родные нарисованы в разных комнатах – это повод задуматься: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живет ли каждый из вас своей собственной жизнью?

        Обратите внимание на следующие особенности рисунка:

  • вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку, и т. д.; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них свой рисунок – это может означать, что ребенка не удовлетворяют несуществующие отношения, ему чего-то не хватает;
  •  вместо семьи просто нарисован дом без людей или посторонняя картинка – может быть, ребенок не понял, что от него хотят, или у него не было желания и настроения рисовать; попробуйте предложить ему нарисовать семью в другой раз, когда он будет более расположен к этому;
  • величина фигур некоторых членов семьи не соответствует реальному соотношению их величин – это может свидетельствовать о преуменьшении или преувеличении значимости этих членов семьи для ребенка;
  • при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень маленькие, рисунок сильно смещен в один из углов листа – все это может говорить о повышенной тревожности ребенка;

Учтите также, что особенности детского рисунка могут зависеть от того, как его учили рисовать (например, как учили располагать фигуры на листе). В любом случае не торопитесь «ставить диагноз», помните, что результаты ваших наблюдений – это всего лишь повод задуматься над особенностями ваших отношений с ребенком.

Итак, в большинстве случаев, замкнутость ребенка – следствие вашего недостаточно чуткого к нему отношения.

                Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживается от него под предлогом того, что им некогда, или открыто заявляют, что им это неинтересно, ребенок  начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будите злиться, кричать, за что-то наказывать.

                Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной деятельности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятости работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

                Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду то, что  его потребности  находятся в тесном контакте с матерью или отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-то домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в свое комнате. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия – они не с ним. А где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменяет внимания родителей.

                Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута приносит столько нового, интересного, необычного! Ребенку просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями…

                Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, что бы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, ребенок  нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где- то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа – самый сильный на свете, и мама – самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

                Если родители остаются равнодушными к тому, что рассказывает им ребенок, не обращают внимания на его просьбы, он перестает обращаться к ним со своими на первый взгляд пустяковыми проблемами. Изо дня в день, видя постоянную спешку  взрослых, невозможность или нежелание оторваться от своих забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и даже не пытается сблизиться с родителями и сверстниками.

              В результате  уже в совсем недалеком бедующем родители и дети не могут найти темы для разговоров, им нечем поделиться, нечего доверить друг другу, потому что сын или дочь с ранних лет привыкли решать свои проблемы самостоятельно, заранее зная, что на любой вопрос мать или отец все равно ответят, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду.

                Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не  станут слушать, не поймут, не захотят с ним общаться, ребенок не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженной любимыми игрушками.

                Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий в вопросах его восприятия. Папа требует от ребенка безоговорочного поведения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняет любые желания любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах ребенка, что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласия и ссор близкий людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

                Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка, а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Замкнутые и незамкнутые линии.

Конспект урока  математики. Тема -"Замкнутые и незамкнутые линии", 1 класс, система Л. В. Занкова Предметные  результатыЗнакомство с понятиями «замкнутая линия» и «не­замкнутая линия». ...

Математика. 1 класс. Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые. Презентация

http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_12_zamknutye_i_nezamknutye_krivye_prezentacija/2012-09-16-105 Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые  В презентации отображены:  ...

Математика. 1 класс. Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. Презентация

Математика. 1 класс. Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник - Презентация Урок 18. Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник В презентации отображены:    задание №1 ин...

Конспект урока Замкнутые ломаные линии. Многоугольники 1 класс ПНШ

Объяснение нового материала используя работу в парах и групповую работу....

"Кривая замкнутая линия. Луч. Число 4."

Сюжетный урок, на котором в игровой форме дети знакомятся с новыми математическими понятиями. В основу урока заложена практическая работа....

Построение замкнутых линий, занятие по внеурочной деятельности "Мир геометрии"

Занятие разработано для учащихся 1 класса с целью расширения знаний о геометрических фигурах....

Математика Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)

МатематикаЗамкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)...