Как приучить ребенка читать
статья по теме

Зайченко Елена Евгеньевна

В статье освещается проблема нежелания современных детей читать книги, говорится  о возможных причинах такого отношения к чтению, а также о том, что может помочь родителю избежать подобных трудностей в воспитании своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

К сожалению, все чаще от родителей школьников слышу жалобы о том, что у ребенка совершенно нет желания читать, и с возрастом нежелание только возрастает. В современном мире книги заменили гаджеты, как бы ни прискорбно это ни звучало. Хорошо, если некоторые, в основном старшеклассники, могут на телефоне или планшете прочитать какую-нибудь книгу, но чаще ребята их используют в качестве средства для общения в социальных сетях и развлечений. Многие дети в начальной школе и во втором, и в третьем, некоторые и в четвертом классе читают медленно, по слогам.

Редко бывает такое, что ребенок читает плохо, а в остальном у него все хорошо. Как правило, медленно читающий ребенок не очень успешен и по другим предметам, у таких детей ограничен кругозор и словарный запас, у них вызывает затруднение выразить свою мысль, пересказать текст. Кроме того, чтение также тренирует память и логику. В конечном счете все это сказывается на самооценке ученика и может негативно влиять на мотивацию. Ребенок с неохотой идет в школу, ему не нравится выполнять домашнее задание, особенно устные предметы, он может испытывать раздражение, усталость. Дети еще не могут хорошо контролировать свои эмоциональные проявления, поэтому если родитель замечает негатив, раздражение в отношении устных предметов и к школе в принципе, следует обратить на это особое внимание.  

Некоторые родители поначалу, пока ребенок совсем маленький, еще читают ему книги, но постепенно, а некоторые вдруг, перестают это делать. А потом удивляются, что ребенок уже не хочет читать. Опустевшая ниша интереса заполнилась каким-то другим интересом, который вызывает более сильные положительные  эмоции у ребенка, например, компьютерные игры, телевизор. Когда у родителя мало времени, проще разрешить поиграть в планшет, телефон, компьютер, чтобы ребенок был чем-то занят. По большому счету, именно взрослый, в первую очередь я имею ввиду родителя, направляет  познавательный интерес ребенка и несет за это определенную моральную ответственность.

Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра. Можно поиграть с ребенком «в школу», пусть умеющий читать по слогам ребенок «учит» кукол читать.

Очень важно, на мой взгляд, предлагать ребенку тексты, доступные его возможностям: небольшие, на половину или треть страницы, чтобы ребенка не пугал объем, также должен быть крупный шрифт и наличие картинок. Если родитель хочет получить результат, необходимо соблюдать систематичность «занятий», например, через день, или каждые выходные. Пусть поначалу это будет 3-5 минут, постепенно время можно увеличивать.

Я бы также добавила еще один совет. Намного легче человека научить делать что-то, если его не заставляют, а он сам в этом заинтересован. Поэтому можно оставить на видном месте, в зоне досягаемости ребенка, книжки, которые он мог бы сначала полистать, посмотреть картинки, прочитать названия – они обычно написаны крупным шрифтом. Если ребенок просит вас почитать – читайте! Хотя бы 5-10 минут. Если не подкреплять интерес к чтению, он быстро угаснет, и потом начнется чтение «из-под палки».

Как правило, для самого ребенка  не является проблемой то, что он плохо читает или, например, не любит читать. Обычно с таким запросом к школьному психологу приходит родитель. В подобных случаях необходимо выявить причины трудностей (это может быть отсутствие мотивации, когнитивные особенности ребенка, особенности развития), а дальше разработать план  по преодолению выявленных трудностей. Следует заметить, что основная нагрузка при этом ложится все-таки на плечи родителей, если они действительно заинтересованы в разрешении проблемы.

Самый действенный способ – это личный пример и ответственность родителя. Пусть чтение станет семейной традицией. Например, ежевечернее совместное чтение перед сном или чтение на выходных. Важно подобрать ту книгу, которая действительно увлечет ребенка. Не менее важно отношение самого родителя, читающего вслух ребенку книгу. Ведь можно прочитать книгу с такой интонацией, что ребенок поймет – это скучная ерунда, а можно разыграть целый аудио спектакль на разные голоса и увлечь ребенка.

Также необходимо обсуждать с ребенком прочитанное, проводить аналогии, вспомнить похожие ситуации из жизни, что хотел сказать автор произведения. Для начала можно подбирать небольшие по объему произведения, чтобы ребенок смог их осилить, не пугаясь объема, создать ситуацию успеха. Ну и, конечно, отмечать успехи и достижения ребенка в чтении.

На мой взгляд, самое важное – это положительный настрой родителя, вера в успех. Если ребенок почувствует, что родитель готов сдаться или видит, что родитель опускает руки, конечно, в этой ситуации у взрослого вряд ли что-то получится. Я бы рекомендовала совместное чтение ребенка и взрослого до тех пор, пока чтение не станет привычкой у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка читать

Материал предназначен родителям, которые хотят научить ребенка читать....

Памятка для родителей "Вы хотите чтобы ваш ребенок читал?"

В памятке для родителей "Вы хотите чтобы ваш ребенок читал?" приведены советы по развитию чтения у младших школьнико....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

Надо ли учить ребенка читать до школы?

Данный материал можно использовать на собраниях родителей будущих первоклассников...

Как научить ребенка читать (метод А. М. Кушнира)

Как научить дошкольника читать по А. М. Кушниру...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

когда и как учить ребенка читать

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6-ти летний возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышлен...