Профориентационная игра: «Я бы в лётчики пошёл...»,большая психологическая игра для учащихся 4х классов.
классный час (4 класс) на тему

Никифорович Светлана Петровна

Познакомить с профессиями воздушного флота:бортинженер,штурман,пилот, стюардесса,радист. Каждой профессии присущи определённые черты личности благодаря которым или развивая которые,можно стать профессионалом высшего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентационная игра31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя психологии

Дата:16 февраля 2015 г в 13.00

Мероприятие: большая игра

профориентационной тематики

«Кем быть?»

Тема: «Я бы в летчики пошел…»

Место проведения: МБОУ СШ №9

г.Димитровграда

Ульяновской области

Кабинет №206

Форма проведения: соревнование 4 команд

Участники:3 мальчика и 3 девочки (от каждой школы)

Ответственный: педагог-психолог Никифорович Светлана Петровна.

Цели занятия.

1.Познакомить детей с некоторыми профессиями воздушного флота

 их особенностями.

2.Воспитывать познавательный интерес к сфере выбора профессии;

 3.Развивать навыки коллективной творческой деятельности, умения импровизировать, держаться на сцене.

4.Развитие познавательных процессов.

5.Расширение знаний детей по теме: «Воздушный флот».

 

Ход игры

1.Приветствие.

Цель: знакомство учащихся, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Здравствуйте, ребята! В жизни нам часто приходиться  встречаться и знакомиться с новыми людьми. Участвовать в различных мероприятиях и для того , чтобы наша встреча сегодня была

интересной и познавательной, я предлагаю начать со знакомства. Выйдите из-за своих столов

и встаньте по краю данной линии,  так чтобы около вас были ребята из других школ.

Игра «Привет, я Светлана Петровна!»

Представьте ситуацию, что вы когда-то уже встречались с детьми находящимися в нашем классе и не просто встречались, а радостно проводили время, но это было только один раз и поэтому сегодня этот человек  вас узнал, но он в растерянности никак не вспомнит как вас зовут, и вы помогая ему весело хлопаете по его ладошками напоминаете как вас зовут.(по кругу начинается  игра, а затем в обратную сторону)

Вывод: После нашей игры вы уже знаете имена двух учащихся из других школ.

2.Разминка.

Цель: настрой на продуктивную деятельность, снятие «двигательных» зажимов.

На какую тему я вас приглашаю поговорит? Расшифруйте анаграмму.

Профессии

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

Выбирая профессию, мы хотим, чтобы она соответствовала нашему характеру, позволяла раскрыться способностям, не была скучной, не противоречила жизненным принципам .

Игра «Изобрази профессию»

Я называю профессию, вы её изображаете .(врач,инженер,педагог,юрист,артист,парикмахер,полицейский,водитель,военный)

Вывод: Мы поговорили о профессиях и привыкли друг к другу. Продолжим наш разговор прошу расположиться за столами..

3.

Основное содержание занятия.

Ведущий. Ребята! Вы все знаете эти стихи:

Самолет построим сами.

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме

Водителю хорошо,

А летчику лучше.

Я бы в летчики пошел -

Пусть меня научат.

 С чем будут связаны наши сегодняшние изучаемые профессии? Дети. С небом. С авиацией. Сейчас мы с вами превращаемся в сотрудников авиакомпании-школа№2, школа№9,

школа№26, школа№19

У. Какие профессии воздушного флота вы знаете?

Д. Летчик, стюардесса.

У. Чем занимаются эти профессионалы?

Дети отвечают.

У. Я познакомлю вас еще с несколькими профессиями.

У вас на столах лежат карточки с названием профессии и характеристики личности , наиболее успешной в данной профессии. Каждый берёт карточку, читает её вслух, думает е вместе кто из вашей команды наиболее подходит на сегодняшний день для данной профессии,другим шрифтом выделено качество,которое наиболее сегодня нужно для успешного выполнения задания, через 3 минуты-профессии должны быть распределены, между членами команды.(звучит музыка-3 минуты)

Сейчас мы превращаемся   в Авиационный  центр по подготовке-лётных экипажей(я как организатор определения уровня готовности каждой команды и члены жюри , как эксперты выполнения заданий)каждый из вас выбрал  себе или команда за вас сделала этот выбор, профессию в соответствии с особенностями присущими данной профессии и попробует войти в роль. За исполнение этой роли вы получаете баллы. Чья команда наберет больше баллов за каждый конкурс та и победила, она и является более профессионально готовой для работы в авиации, на сегодняшний день.

Прикрепите бейджики с  названиями профессий и  оденьте пилотки, элемент формы нашего центра.

1.Конкурс штурманов

В. Каждый полет начинается с работы штурмана.

Штурманы подойдите к нашим рабочим столам.

Перед вами находится поле состоящее из 10 ячеек и 10 картинок. На доске аналогичное поле с расположенными картинками. Ваша задача в течении 30 секунд смотреть на поле и запомнить в точности расположение картинок, затем в течении 2 минут спокойно расставить картинки в ячейки. Важно правильно поставить картинки за 2 минуты. Жюри -2 минуты.

В это время я вам расскажу о профессии штурмана, а вы про себя подумайте тот ли человек сегодня оказался штурманом, только выводы делайте про себя не говоря об этом вслух. Запомните:Что делает штурман?

Шту́рман (нидерл. stuurman, от stuur — руль и man — человек) — профессия, связанная с управлением воздушным  транспортом.

Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. Осуществляет самолетовождение в районе аэродрома и на маршруте, ведет прокладку линии пути и контроль места самолета. Ведет аэрофотосъемку, обобщает данные и готовит радиодонесения .

 Слово штурман употребляется и в переносном значении: вожак, ведущий за собой, человек, знающий путь к цели и ведущий других к цели.

Штурман - специалист по проведению самолета по заданному курсу. Он отвечает за то, чтобы самолет не сбился с пути и ни с чем не столкнулся. Он должен хорошо знать карты.

Характерные черты личности: решительность, самостоятельность, внимательность, точность,  хорошая память, знания метеорологии,(погоды) картографии, самолётовождения.

 Что делает штурман?

Д. Составляет карту полета.

Что делали наши штурманы?(запоминали картинки, развивали память, жюри  оценивает

2 Конкурс: «Таможенников» 

Таможенники подойдите к нашим рабочим столам.

 Таможенники должны быть очень внимательными, видеть даже незначительные изменения. Задание : за 2 минуты найдите на картинках как можно больше отличий, и выделите их на файле шариковой ручкой, на нижней картинке.

 Внимание! за 2 минуты, как можно больше отличий. Жюри -2 минуты

В это время я вам расскажу о профессии таможенника, а вы про себя подумайте тот ли человек сегодня оказался таможенником, только выводы делайте про себя не говоря об этом вслух. Запомните: Что делает таможенник?

Слово «таможня» произошло от  слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина.   Тамга ставилась в первую очередь на скот (лошадей) и различные предметы, представляющие особую ценность. Тамга могла обозначать как принадлежность скота или имуществ отдельному владельцу, так и принадлежность к определённому роду/племени (родовая тамга и т. д.).

На Руси ряд платежей, которые было поручено взимать местным русским князьям, назывались «мыт». В старину таможню называли мытней (мытня), мытницей. Скорее всего, от слова Мытный двор — место для взимания пошлины (мыт).

 Поговорка «не мытьем, так катаньем». Большое число товаров перевозилось в бочках, поэтому употребляется слово «катанье», а «мыта» являлась денежной единицей.

С развитием торговли стала задача контроля за ввозом и вывозом товаров. В связи с этим стали устанавливаться определённые правила провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. В свою очередь, установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений — таможни.

«Международный день таможенника» отмечается 26 января (начиная с 1983 года).

Таможенник - служащий таможни. Его задача - не допустить провоз запрещенных предметов через границу, взимать плату за пересечение границы. Он должен знать психологию, быть внимательным.

Итак, чем занимается таможенник?

Дети отвечают.

Что делали наши таможенники? (искали на картинках отличия и развивали внимательность)

Жюри огласите результаты конкурса штурманов.

 3. Конкурс: «Бортинженеров» 

Бортинженеры подойдите к нашим рабочим столам. 

Перед вами чертежи сборки самолёта, внимательно изучите чертежи ,послушайте объяснения  и сделайте из листа бумаги самолет.(объяснение 1 раз)

Задача: Сделайте из листа бумаги самолет быстро ,аккуратно и правильно.

Бортинженер - человек, который хорошо знает устройство самолёта, следит за исправностью работы приборов. Организует и контролирует своевременную подготовку самолета к полету в соответствии с полетным заданием. В полете ведет контроль за работой силовых установок, правильным расходом топлива, за правильной эксплуатацией авиационной техники, за соблюдением членами экипажа мер безопасности и правил противопожарной безопасности. Он может устранить любую поломку своими руками, умеет читать чертежи и работать по ним, внимателен, аккуратен, расчётлив.

Итак, чем занимается бортинженер? (устраняет любую поломку)

 Жюри огласите результаты конкурса таможенников и общий счёт.

4.Конкурс :Пилотов.

Конкурс летчиков

Я бы в летчики пошел -

Пусть меня научат.

Самолету взлет разрешен!

Теперь дело за пилотом - водителем самолета.

Пилоты- подойдите к нашим рабочим столам

Летчик — специалист, управляющий самолетом. Его задача – обеспечить полет.

Он должен знать все приборы, уметь ими пользоваться, быстро принимать решения. Руководит в полном объеме экипажем на земле и в воздухе

Перед вами 4 фотографии самолётов, я вам зачитаю небольшие характеристики самолётов. Ваша задача почувствовать названия этих самолётов и под цифрами написать название, не торопитесь после чтения у вас будет целых 2 минуты для принятия решения.

Описание и лётно-технические характеристики

Военно-транспортный самолёт Ил предназначен для транспортировки и десантирования военных, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов .Все кабины Ил герметизированы, что даёт возможность перевозить до 37 человек .Эксплуатируется для перевозки на близкие расстояния. Разработан в конструкторском бюро -Ильюшина, поэтому ИЛ.

Предписали   создать самолёт для замены Ил и появился новый самолёт-Як-был разработан в конструкторском бюро Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний, производили на заводе в вСаратове.

Этот самолёт стал первым отечественным самолётом, получившим сертификаты лётной годности

Самолёты первых выпусков имели 36 пассажирских места.  Дальность полёта составляла 1 500 км (с резервами топлива),длина самолёта 20 м. Посадка и высадка пассажиров осуществляется по хвостовому трапу-рампе, являющимся одновременно крышкой люка, который по своей конструкции напоминает грузовую рампу транспортных самолётов.

 Кроме того, по причине сравнительно высокого расхода топлива самолёт имел прозвище «истребитель керосина».[1]

Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году,  Первый Боинг,количество пассажиров-,дальность полётов больше.30 лет сотрудничества с Россией,число пассажиров-до 245,дальность полётов до 10.000, длина самолёта до 67 метров.

Айробусы — семейство  самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления .

 В конструкцию лайнера было заложено множество технических новинок.

 С тех пор самолет выпускается в больших количествах, порой достигая рекордных темпов производства для гражданского самолетостроения (более 40 самолетов в месяц). В настоящее время построено уже более 2000.Длина -37 м,количество человек-330

 А наши летчики покажут, кто из них умеет  чувствовать машину. Жюри 2 минуты.

Пассажирский транспорт развивался от самолётов Ил,Як,Ан(Антонов),Ту(Туполев),боинг ,до двухэтажных аэробусов .Боинги и аэробусы-не Российского производства, боинд  в Москве общая компания, А вот Ан «Руслан»самолёт для грузовых перевозок выпускают г.Ульяновске,и пассажирский самолёт Ту то же.

Там же есть авиационный колледж, авиационное училище ,ВУАГУ-авиационный институт.

Чем же занимается пилот?

Что делали наши пилоты?(развивали интуицию)

 Жюри огласите результаты конкурса бортинженеров и общий счёт.

5.Конкурс стюардесс

Стюардессы- подойдите к нашим рабочим столам

 Во время полёта могут происходить разные нештатные ситуации .Каждую ситуацию стюардесса или стюарт  должны разрешить, показать интересный ,практически применимый способ выход из ситуации. Вы выбираете ситуацию готовитесь в течении 2 минут и показываете свой выход из ситуации, но помним что люди выбирающие данную профессии культурные, тактичные, следят за своей речью, обладают чувством юмора. Жюри 2 минуты..

1.На высоте 3000м возгорание в левом двигателе .Один из пассажиров спрашивает показывая на клубы дыма: «Что происходит?»Ваши действия.

2.Пилоту самолёта срочно нужна помощь врача. Врач может оказаться среди пассажиров. Как узнать об этом?

3.В кабине пилотов террористы, самолёт меняет курс на 180 градусов. Как объяснить это пассажирам.?

4.Принимая заказы вы перепутали листочки с заказными блюдами и теперь не знаете, кому что подать. Ваш выход из ситуации? .

  Стюардесса - официантка и проводница на борту самолета. Ее задача - обеспечить комфорт и питание пассажиров. Она должна знать правила хорошего тона, иностранные языки. Это хозяйка салона.

 Она отвечает на вопросы пассажиров, следит за их состоянием, помогает выполнять распоряжения командира корабля, разносит пищу и напитки. Раньше в нашей стране была одна крупная компания-под названием Аэрофлот, все служащие носили одинаковую форму-тёмно синего цвета и и на форму прикреплялись знаки отличия-воздушного флота.После распада СССР появилось около 15 аэрокомпаний самые крупные  Это Аэрофлот,трансаэро…

У каждой из них своя форма, свои требования к стюардессам.

Вот некоторые:

Возраст до 35 лет

Вес до 50кг

Рост не выше 160см

Знание иностранных языков

Работа также связана с постоянным самоконтролем — некорректное поведение в отношении пассажиров недопустимо. Сложности с лихвой компенсируются открывающимися возможностями, ведь самая романтичная профессия XX века остаётся таковой и в веке XXI.

Послушаем наших стюардесс.(выступления)

Жюри огласите результаты конкурса пилотов и общий счёт.

6.Конкурс радистов

Радисты- подойдите к нашим рабочим столам.

Перед вами зашифрованная радиограмма, при помощи азбуки Морзе или Морзянки нужно как можно быстрее и правильнее её расшифровать, каждая буква набор символов расстояние между буквами небольшое промежуток, между словами большой промежуток.

Начали.

Радист - специалист по передаче и приему сообщений по радио. Его задача -обеспечивать связь с землей и с другими самолетами. 

 Представьте, что вам нужно передать сообщение на землю или вы ждете его с земли. Телефоны на высоте не работают, записку не пошлешь. Придется использовать рацию. В рации вместо звуков речи используют звуки «пи» (короткий) и «пи-и-и» (длинный). Их можно расшифровать и превратить в буквы. Код Мо́рзе, «Морзя́нка»  — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»

На практике вместо заучивания количества точек и тире и их последовательности запоминают так называемый «напев»  соответствующий каждому знаку кода Морзе. «Напевы» не являются стандартными, они могут различаться в зависимости от школы обучения или вообще не применяться (тогда обучаемый запоминает «мелодию» символа).

A         A        · −        ай-даа

Б         B        − · · ·        баа-ки-те-кут, бей-ба-ра-бан

В         W        · − −        ви-даа-лаа, вол-чаа-та.

 

Итак, чем занимается радист?

Дети отвечают.

Пока жюри готовиться подвести итоги.

А теперь сочиним пятистишие по теме «Авиация»

1.Одним словом называется тема.

Авиация.

2.Эта тема описывается 2 прилагательными.

Надёжная, безопасная

3.Три глаго ла, называющие самые характерные действия предмета.

Летает, перевозит, сохраняет.

4.Фраза из четырёх слов, показывающая личное отношение к теме.

Я  горжусь нашей авиацией.

5.Синоним темы, подчёркивающий её суть.

Польза людям.

Вспомним о каких профессиях мы говорили?

- человек, который с закрытыми глазами должен знать, на какую кнопку в самолете нажимать, - это ... (летчик)

- человек, который отлично знает все карты, условные знаки, следит за погодой, -это ... (штурман) -

- обаятельная, вежливая, умная, ловкая хозяйка салона ... (стюардесса)

- человек, который держит связь с землей, а в голове держит кучу шифров, -... (радист)

 

- человек, у которого, как в песне, «нюх, - как у собаки, а глаз - как у орла» - ... (таможенник) –

Человек прекрасно знающий устройство самолёта-это(бортинженер)

4.Рефлексия

Цель:получение обратной связи

Ребята зачем вам нужно было это занятие?(смысловая рефлексия)

Специальность и характер неразрывно связаны. Важно суметь выразиться в профессии, почувствовать себя нужным, востребованным членом общества. Чтобы работа действительно облагораживала, она должна в первую очередь нравиться самому «хозяину».

А значит, выбирая специальность, необходимо думать не только о ее престижности или прибыльности. Главное — чувствовать призвание и понимать: все, что связано с работой, способно принести пользу.

5.Прощание.

Цель: подведение итогов занятия.

Все встали вокруг самолёта. Наш Авиационный центр работу завершил. Кому понравилось наше занятие сделайте так, кому не понравилось сделайте так. Кто хочет высказаться о том, что он приобрёл сегодня, узнал про себя.

Итак, больше всего баллов набрали сотрудники компании... (называет компанию)! Поприветствуем их! Все люди профессий аэрофлота -жизнерадостные, смелые, неунывающи е.Будем и мы такими же и возможно в будущем выберем эти профессии.

А пока взялись за руки и сказали: «Счастливого пути!» Каждый может взять в подарок воздушный шарик, как символ «Авиационного центра»

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема "Агрессия"

                          Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.        ...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса "Проблемы можно решать"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"

Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;   формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Упрямство"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема:" Гнев"

Задачи:развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербали...

Психологические игры для учащихся 1- 4 классов.

Психологические игры для учащихся 1- 4 классов.Как научить детей сотрудничать?К. ФопельПрогноз погодыЦели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает ...

Психологическая игра для учащихся 4–6-х классов «Ура, каникулы!"

Цель: развитие коммуникативных навыков.Материалы: 4 картонки (А4), 2 повязки для глаз, 2 кружки и 2 чайные ложки, 2 полоски бумаги (60–65х20 мм), широкий скотч, 2 плотных картона А4 на каждую ко...