Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема "Агрессия"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Базга Ольга Михайловна

                            Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.

          Задачи:

  • развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;
  • игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств;
  • освоение детьми конструктивных форм поведения и приобретение нового опыта общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_4_kl.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие для учащихся 4 класса.

Тема: «Агрессия»

Цель: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников.

Задачи:

  • развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;
  • игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств;
  • освоение детьми конструктивных форм поведения и приобретение нового опыта общения.

Материалы: мяч, шары.

1. Приветствие “Аплодисменты по кругу”. 

   Один участник подходит к кому- нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся всё громче и громче.

2. Упражнение “Новое, хорошее”. 

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).

3. Обсуждение понятия “Агрессивность”. 

Цель: осознание личностного смысла понятия “агрессивность”, её позитивных и негативных сторон.

1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "агрессивность" или какие ассоциации у вас это слово вызывает?

2. Как вы считаете, мешает ли человеку агрессия, чем?

4. Игра “Прогулка по сказочному лесу”. 

Цель: разрядка агрессивных чувств лаем, рычанием и т.д.

    Ребята, представьте себя, что мы находимся в сказочном лесу. Закройте глаза и представьте себя агрессивным животным (1 мин). Откройте глаза.

  Мы сейчас будем гулять по сказочному лесу, и вести себя будем так, как ведут себя наши животные (все забыли человеческий язык)                                                                                                       Теперь садимся и все вместе рычим, шипим (5 минут).

А сейчас давайте подышим. Закройте глаза. Вдох носом - выдох ртом (3 раза). Молодцы! Я считаю до 3 и на счет 3 вы открываете глаза. Один, два, три - и вы снова ученики 4 класса.

Обсуждение:

1. Каких агрессивных животных вы выбирали?

2. Какие чувства вы испытывали, находясь в образе животных?

3. Как вы считаете, нужна ли вообще агрессия человеку?

4. С кем вы чаще проявляете агрессию?

5. Круг: “Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?” 

Цель: осознание собственного опыта, получение поддержки от окружающих (“не один я такой”).

  1. Ребята, какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?
  2. Когда вы злитесь, как вы выплёскиваете свой гнев?
  3. Как вы считаете, кто страдает от этого?

Ребята, если вы разозлились в школе, то вы можете подняться по ступенькам на 3 этаж и спуститься:

  • карандашом или ручкой постучать по парте;
  • нарисовать на бумаге своего обидчика и порвать лист;
  • на доске можно нарисовать своего обидчика и быстро стереть;
  • вы можете в ладоши покричать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?

Дома вы можете использовать такие способы разрядки гнева:

  • полить цветы;
  • поорать в одноразовый стаканчик и помять;
  • нарисовать обидчика и порвать лист;
  • побить подушку;
  • громко спеть песню;
  • налить в ванну воды и запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком;
  • постирать бельё;
  • отжаться.

6. Игра “Битва на шарах”. 

Цель: отреагирование агрессии.

Сейчас мы будем с вами надувать шары. Постарайтесь всю свою злость вдуть внутрь шара.

Задача: Встаньте друг напротив друга, на расстоянии вытянутой руки. Одна команда участников стоит, не реагирует, а вторая команда участников бьют по мячу.

Есть одно правило: по лицу, голове - не бьем.

Потом команды меняются местами. А теперь все пары дерутся. Можете поменяться местами. Сдуваем шары.

Обсуждение:

1. Как вы себя сейчас чувствуете?

2.Что вы чувствовали, когда вас били?

3. А когда вы били?

7. Упражнение "Обзывалка" 

Цель: разрядка гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Ребята, мы сейчас поиграем в необычную игру, мы будем обзываться. Но обзываться будем названием фрукт, овощей.

Но вы должны соблюдать правила игры. Каждое наше обращение начинается со слов: "А ты...", и это игра, поэтому обижаться друг на друга не надо.

Задача: Встаем и обзываемся по кругу (3 круга), например,  "А ты - морковка".

А теперь садимся, передаём мяч и говорим своему соседу, что-то приятное. "А ты - моя прелесть, А ты - мой цветочек".

Обсуждение:

1. Вам было обидно, когда вас обзывали называнием фрукт, овощей?

2. Что вы чувствовали?

3. Вам было приятно, когда вас называли хорошими словами?

Вывод: Ребята, согласитесь лучше обзываться такими словами (например, морковка), чем другими словами, например, ты плохой.

8. Упражнение "Львы"

Цель: Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции.

Представьте себе, что мы - большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Начинаем по коей команде.

- А кто может еще громче? Хорошо рычите, львы!

Обсуждение: Ребята, когда вы злитесь, то можете примерить на себя "львиную шкуру" и громко зарычать на обидчика.... Однако лев - царь зверей, сильное и благородное животное. Он прекрасен и горд, свободен и несуетлив. Он умеет себя сдерживать.

Так же и мы - сильные духом, полные достоинства львы (дети изображают величественную осанку льва), могучие, уверенные в себе, спокойные и мудрые.

8. Рефлексия. 

Цель: Получение обратной связи.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

Литература:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов. “Речь” Санкт- Петербург, 2007;
  2. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. “Генезис” Москва, 2009;
  3. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб: Речь, 2006;
  4. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- Спб: “Речь”, 2006;
  5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- Спб: Речь, 2006;
  6. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. "Генезис" Москва, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие для учащихся 4 класса "Проблемы можно решать"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Обида"

Цель: развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;   формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема: "Упрямство"

Задачи:·         учить детей умениям совместного решения поставленной цели;·         формирование умений эффективного по...

Психологическое занятие для учащихся 4 класса. Тема:" Гнев"

Задачи:развитие способности осознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения;игровая коррекция агрессивного поведения детей, отреагирование негативных эмоций через вербали...

Психологическое занятие для начальных классов о правилах поведения в школе

Разработанные мною занятия позволяют формировать у обучающихся положительного отношения к школе и правилам поведения в школе....

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...

Конспект группового психологического занятия для учащихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1).

Разработка  групового психологического занятия для обучающихся с  умственной отсталостью (интелектуальными нарушенимя) . (Вариант1) 1-4 класс...