Специфика обучения письма леворуких детей
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Журина Маргарита Евгеньевна

В статье рассмотрены психофизиологические особенности детей с ведущей правой и левой рукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2014.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова М.Е., студентка 3 курса ДО

Научный руководитель: Гогун Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент

РГПУ им. А. И. Герцена

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Леворукий – это тот ребёнок или взрослый, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие – то действия левой рукой [2].

По мнению Е.И. Николаевой, число леворуких людей за XX столетие значительно увеличилось за счет  большего выживания детей, получивших родовую травму, с уменьшения социокультурного давления на леворуких, а также появления новых методов оценки латеральных признаков [4].  

Актуальность и важность рассмотрения проблемы обучения письму леворуких детей основана на постоянном увеличении количества людей с ведущей левой рукой, а, следовательно, и с увеличением числа леворуких школьников.

Одной из задач обучения письму является формирование умения ученика правильно сидеть, держать тетрадь, придерживаться строки и соблюдать поля. Требования к посадке, расположению тетради и ручки при письме левой рукой сформулированы И.С. Макарьевым. Они значительно отличаются  от требований, которые предъявляются к леворуким. На наш взгляд,  данные требования положительно повлияют на процесс подготовки к обучению письму леворуких детей.

          Для леворуких в подготовительный период обучения письму необходимы упражнения, которые будут готовить руку к работе и ориентацией в строке. Помимо требований, сформулированных И.И. Макарьевым, можно предложить такое задание: с помощью точек учителем на 1 рабочей строке рисуется фигура, задача ученика одним движением руки обвести нанесенные элементы, затем самостоятельно выполнить задания на следующей строке.

В букварный период обучения письму особое внимание следует уделить невербальному описанию движения, а так же уточнению действий по ходу их выполнения выделение  основных элементов, точки начала и направления движения. Обучение письму должно идти медленно, для леворукого ребенка  важно сформулировать  образ буквы. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения, так же необходимо дробное объяснение хода движения написания букв и их элементов ( «начинаю….веду….. довожу до ..» и т.д.), оно должно быть кратким и четким.

Неоднократная отработка, словесный повтор элементов написания буквы позволяет ребенку структурировать все элементы написания, тем самым первоклассник получает возможность координировать свое зрительное и пространственное восприятие.

Леворуких детей нельзя принуждать к безотрывному письму, так как это нецелесообразно и весьма затруднительно для них.

Детям с ведущей рукой свойственна повышенная утомляемость и снижение работоспособности, а так как письмо требует большого напряжения всех сил ребенка, в работу вовлекаются все мышцы, то на каждом уроке следует проводить гимнастику для левой руки: руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх, пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз и т.д [3, 5]

Наблюдая за письмом леворуких детей, исследователи отмечают наличие зеркального письма, ошибки в написании букв, верхняя часть которой соответствует нижней части другой: строчные т, ш.  Так же встречаются  нарушения письма, связанные с забыванием написаний редко встречающихся букв: Ч ч, Х х, Ф ф. Для предупреждения зеркального изображения в предварительную работу следует включить зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Для исправлений ошибок в написании строчных букв т, ш; п, и; в, д следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывать одну букву на другую. Для того чтобы преодолеть забывание редко встречающихся букв: Ч ч, Х х, Ф ф, можно предложить детям следующее творческое задание: вспомни, в каких предметах, образах, ты можешь увидеть эти буквы, например: х – ножницы, ч – чайник.  Поскольку у леворуких развито образное мышление, то данное задание у них вызовет интерес, следовательно, они ненавязчивым способом запомнят написание букв, которые редко встречаются [3].

Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, он включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации движений.

           Известно, что психофизиологической особенностью с ведущей левой рукой является доминирование правого полушария. Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, М.М. Безруких считают, что функциональные особенности работы правого полушария у леворуких детей ведут к трудностям  зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия.

           Для того, чтобы исправлять нарушения восприятия, для лучшей координации можно предложить ряд заданий: копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других, дорисовывание недостающей стороны и т.д . Например: можно предложить леворуким детям, упражнение, разработанное польской исследоватльницей Б. Закревской:  

«нарисуй квадрат:

- поставь точку посередине сверху над квадратом;

- поставь точку посередине снизу под квадратом;

- поставь точку справа посередине;

- поставь точку слева посередине» [1]

Если задание выполнено верно, то его можно усложнить.

Мы предполагаем, что применение названных упражнений, заданий, видов работы по предупреждению ошибок при обучении письму детей с ведущей левой рукой даст положительный эффект.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок. – М.: Вентана-Граф, 2001
  2. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006
  3. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. – СПб.: Мик, 1995
  4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – СПб.: Детство-Пресс, 2005
  5. Уроки обучения грамоте: Учебное пособие для учителя / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. – М.: Просвещение, 1982

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения леворуких детей письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. ...

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

Рекомендации по обучению леворуких детей письму....

Доклад «Методические условия преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму»

Разработка системы методических рекомендаций для успешного обучения леворуких детей грамоте....

Обучение письму леворуких детей

Теоретические и практические аспекты в обучении леворуких детей письму....

Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ

Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ...