Использование личностно-ориентированного подхода при обучении письму леворуких детей с ОВЗ
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Лазарева Елена Викторовна

Методы, приемы и особенности письма леворуких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pismu_levorukih_detey.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование личностно-ориентированного подхода при обучении письму леворуких детей с ОВЗ

Из опыта работы учителя начальных классов ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»  Лазаревой Е. В.

        Поступая на обучение в учебное учреждение,  ребенок неизбежно сталкивается с рядом трудностей, связанных с процессом адаптации к школе, коллективу сверстников, требованиям педагогов. Ситуация усугубляется еще больше, если это школа-интернат, где ученик в  статусе обучающегося воспитанника пребывает на протяжении учебной четверти.

        Мой опыт показывает, что наибольшие трудности при овладении программой испытывают леворукие дети, имеющие в дополнение и  нарушения интеллекта. За время моей  работы в школе-интернате VIII вида, я неоднократно сталкивалась с данной  категорией учащихся. Они, однозначно, требуют кропотливой и длительной индивидуальной работы на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

      Хочется заметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, скорее, ставит целый ряд других, не менее важных. Это объясняется тем, что функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целого ряда школьных трудностей.  Чаще всего проблемы возникают при обучении письму, поскольку русское письмо основывается на звукобуквенном  анализе.

      В период первых дней пребывания детей в школе я особо тщательно наблюдаю за ними, стараясь выявить ранее незамеченные родителями признаки проявления леворукости. При появлении малейших подозрений обращаюсь к педагогу-психологу с просьбой провести более тщательное обследование. В случае, если предположение подтверждается, я выстраиваю определенную схему взаимодействия с  таким учеником. Она включает в себя следующие элементы:

  •    Работа с родителями. 

        Я им разъясняю в доступной форме, что доминирование левой руки – это не патология, а особенность, требующая определенного к ней отношения. Родители должны понять, что их ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, он тратит больше времени и усилий, чем правша. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика. Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево. Поэтому специально  были разработаны  карандаши, фломастеры, ножницы, линейки, точилки, ластики.

  • Обеспечение  взаимодействия с  воспитателем,  сменяющим учителя по окончании урочной деятельности.

     В своей работе я считаю целесообразным приглашать воспитателя на      уроки (чаще всего, это уроки письма). Чтобы он мог понаблюдать за ребенком-левшой  в процессе обучения и сделать необходимые выводы, наметить пути решения выявленных проблем. Кроме того, у нас в учреждении существует «журнал  взаимосвязи», в котором учитель делает необходимые пометки по каждому ребенку для воспитателя, осуществляющего самоподготовку со школьниками. Воспитатель, в свою очередь, делает аналогичные замечания, по поводу трудностей отдельных учащихся в процессе выполнения домашнего задания. Безусловно,  леворукий ученик в этом «журнале» на особом счету.

  • Работа с классным коллективом.

       Это немаловажный аспект также заслуживает определенного внимания. Необходимо объяснить ученикам, почему кто-то из них пишет левой рукой, пользуется «не такими»,  как у них, школьными принадлежностями и т.п.

  • Планирование своей работы по обучению леворукого ребенка

       Как правило, если подобный ученик выявлен, на него составляется индивидуальная программа обучения. Ведь  у левшей, в отличие от правшей, не возникает "сам по себе" тот объем упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно жить и взаимодействовать в обществе. Поэтому, обучая левшу, следует дополнительно максимально автоматизировать как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Следует помнить, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.  Детям  нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных "застреваниях" в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. Также часто возникают проблемы при выполнении сложных движений, что особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук.

         

   Остановлюсь более подробно на особенностях обучения письму леворуких детей.

  1. Посадка при письме.

          Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке,  но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо, голова наклонена вправо.

  1. Положение рук, кисти руки и приемы держания ручки

           Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму, поскольку леворукие дети  держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.  Такое положение ручки необходимо исправлять, так как оно вызывает очень сильное мышечное напряжение у праворукого ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки у леворукого.  Таким образом, руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола,  и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстояние 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев.

  1. Положение тетради

         Положение тетради может быть различным. Я рекомендую повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.  По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен в середину груди ребенка. По моим наблюдениям, леворуким трудно ориентироваться в тетради и в рабочей строке. Они не могут сразу определить ту сторону, с которой нужно начинать писать, путают направление.

  1. Не следует требовать от ученика безотрывного письма

            Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствуя неловкости и неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Траектория движения руки при написании букв, как показывает мой опыт, может быть самой разной и не соответствовать той, которой принято учить. При письме леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз. У них больше обрывов, меньше связность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями. 
Это объясняется тем, что у леворукого ребенка с нарушением интеллекта, как правило, слабо развиты рука, пальцы кисти руки, отсутствует координация движений, что затрудняет точное написание букв и их соединений по образцам.

       Для укрепления и развития руки и координации движений детям я предлагаю следующие упражнения:

  • застегивание и расстегивание пуговиц
  • завязывание и развязывание лент
  • перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме
  • всасывание пипеткой воды из стакана
  • плетение из бумаги закладок
  • завязывание узелков и т.д.

Можно также выполнять и специальную гимнастику для левой руки:

  • выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони
  • выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний  к  указательному
  • сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях
  • пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку вниз

        За время моих наблюдений за рабочими тетрадями леворуких детей, я заметила, что наиболее распространенными являются такие ошибки, как неправильное начертание букв, искажение их конфигурации, зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка. На мой взгляд, у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Кроме того,  необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточное развитие моторных функций и некоторых видов памяти детей с нарушением интеллекта,  особенно в букварный период. Эти учащиеся с трудом и только после многих попыток понимают, что они должны написать и как  это сделать.  Они, словно не видя линий разметки тетради, уводят букву за верхнюю и нижнюю строку. Школьники могут путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию.

        С целью коррекции обозначенных недостатков  я использую следующие упражнения:

  • копирование различных фигур и их сочетаний
  • воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других
  • сравнение фигуры с моделью; зачеркивание фломастерами разного цвета указанные стороны фигур
  • соединение поставленных точек прямой линией

     Выполняя с ребенком такие задания, я решаю сразу несколько коррекционных задач:

а) ребенок учится целенаправленно работать

б) тренирует зрительное восприятие

в) тренирует руку (штриховка)

г) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева  и т. д.

        При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии, я уделяю особое внимание  словесному описанию движения, а также уточнению действий. Для того чтобы такое объяснение было эффективным, я веду его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит  избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования  навыка, но практически не поддаются переучиванию.

     В своей работе по обучению письму особое внимание я уделяю последовательности обучения. Сначала я объясняю, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение подкрепляется показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге. На следующем этапе я еще не  даю  ребенку самостоятельно выполнять действие, а сначала прошу его "поруководить" моими движениями.  Самостоятельное же выполнение действия идет под моим контролем и при подсказке. На завершении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще одним  важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения.

    По мере изучения алфавита  я делаю карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, где в каждой букве обозначено начало стрелкой красного  цвета, а траектория движения - стрелкой черного цвета. Эта памятка хранится  в альбоме под название «Как писать буквы», который всегда у ученика под рукой.

    К письму леворукого ребенка я предъявляю следующие требования:

  • правильное написание форм букв и их соединений
  • одинаковое расстояние между буквами и словами
  • сохранение линейности и ритмичности
  • прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону

Подводя итог всему вышесказанному, хочу заметить, что использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость") является отражением мозговой организации психической деятельности ребенка. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям,  особенно у детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Предложенная мной предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки к траектории движений и ориентации в строке помогает снизить отрицательные явления при обучении письму леворуких детей, имеющих нарушения интеллекта.

Литература

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми.   Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001 (Готовимся к школе).

2. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

    3. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

   4. Дубова С. Ф., Паншина И. А. "Прописи для левшей", издательство ГУП "Печатный двор". 


    5. Пятница Т.В.
Мой ребенок - левша. Диагностика и обучение леворуких детей. Феникс. 2011

    6. Мир леворуких// А. П. Чуприков, Е. А. Волков. Киев. 2008.

    7. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. Генезис. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по обучению письму леворуких детей.

Рекомендации по обучению леворуких детей письму....

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Обучение письму леворуких детей

Теоретические и практические аспекты в обучении леворуких детей письму....

Специфика обучения письма леворуких детей

В статье рассмотрены психофизиологические особенности детей с ведущей правой и левой рукой....

Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Формирование учебной мотивации  является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом д...

Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ

Особенности обучения письму леворуких детей с ОВЗ...