"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (1 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический блок.

        Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.

1 класс

№ п/п

Категория

Методика

Цель

УД

1.

Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.

Беседа.

Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления.

Познавательные, коммуникативные.

2.

Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы.

Наблюдение.

Выявить уровень произвольной деятельности.

Определить отношение к оценке и результату.

Установить характер школьной мотивации.

Личностные, регулятивные.

Отметить наиболее яркие личностные особенности.

Тест Люшера.

либо

«Паровозик».

Изучить эмоциональное состояние в процессе адаптации с целью дифференцированного психологического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия.

Определить особенности эмоционального состояния обучающегося: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.

Личностные, регулятивные.

Личностные, регулятивные.

«Эмоции».

Выявить понимание эмоциональных состояний и их адекватное применение.

Личностные.

Методика М.Н. Гинзбурга «Определение мотивов».

Измерить степень выраженности мотивов учения.

Личностные.

3.

Восприятие и воображение.

«Цветные кубики».

Выявить знания обучающихся основных цветов и оттенков.

Познавательные.

«Коробка форм».

Выявить уровень развития практической ориентировки на форму.

Познавательные.

«Определи правую и левую сторону».

Выявить знания обучающихся о частях своего тела, лица и их назначений. Определить умение ориентироваться в схеме собственного тела.

Познавательные.

«Сложи картинку».

Определить уровень целостности восприятия.

Познавательные.

«Дорисуй».

Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения.

Познавательные.

4.

Внимание.

«Кто спрятался в лесу?»

Выявить уровень объёма и устойчивости внимания.

Познавательные.

«Найди и вычеркни».

Определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Познавательные.

5.

Память.

«Какие картинки были?»

Выявить уровень опосредованного запоминания.

Познавательные.

«Положи картинки правильно».

Определить уровень сформированности зрительной механической памяти, точность воспроизведения первоначального порядка картинок.

Познавательные.

6.

Мышление.

«Сравни предметы».

Выявить умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.

Познавательные.

«Классификация картинок по функциональному назначению».

Определить способности исключать и обобщать на основе выделения существующих признаков объектов.

Познавательные.

«Что лишнее?»

Выявить способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Познавательные.

«Нелепицы».

Выявить уровень понимания элементарных логических связей и закономерностей окружающего.

Познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"

Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...