Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.
презентация к уроку на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения ЦНС. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в С(К)ОШ VIII вида строится с учетом индивидуальных особенностей для детей: для одних используется охранительный режим, для других – активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень учебной нагрузки, её объём, сложность и т.д. Правильное построение коррекционно-воспитательной работы помогает подготовить учащихся школы к самостоятельной трудовой деятельности.  /Дефектологический словарь 

  ВОСПРИЯТИЕ. Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию слова. При правильном списывании текста, они не могут писать под диктовку. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 лет они не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, ошибаются в определении времени на часах, дней недели, времен года.

МЫШЛЕНИЕ. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Дети, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой. Ригидность мышления проявляется в плохой переключаемости с одного вида деятельности на другую.  Слабая регулирующая роль мышления: начинают выполнять работу, недослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана  действия.

ПАМЯТЬ. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). И это является главным отличием их от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.Приёмы, позволяющие запомнить материал:  приём повторения, группировка материала, целенаправленный анализ и синтез, перевод словесной информации в графическую (опорные схемы).

ВНИМАНИЕ. Внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.Внимание трудно распределяемое. Дети не могут выполнить два или более действия в процессе работы.Характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

ВООБРАЖЕНИЕ отличается неточностью, схематичностью, т.к. жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны.

РЕЧЬ. У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ СФЕРА отличается неустойчивостью, неадекватностью эмоций. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость.

Не сформированы  навыки  учебной деятельности,  прежде всего  недоразвитие целенаправленности деятельности,  трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.  В результате в ходе работы 

часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.  Этот уход от 

поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности.  Некритичны  к своей работе. 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. Характерны ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности 

затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА» Педагог – психолог Зильберс Марина Майгоновна

Слайд 2

Развитие умственно отсталых детей имеет ряд индивидуальных особенностей, которые зависят от времени и степени поражения ЦНС. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в С(К)ОШ VIII вида строится с учетом индивидуальных особенностей для детей: для одних используется охранительный режим, для других – активные, стимулирующие педагогические мероприятия; при этом варьируются степень учебной нагрузки, её объём, сложность и т.д. Правильное построение коррекционно-воспитательной работы помогает подготовить учащихся школы к самостоятельной трудовой деятельности. Дефектологический словарь

Слайд 3

ВОСПРИЯТИЕ Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию слова. При правильном списывании текста, они не могут писать под диктовку. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 лет они не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, ошибаются в определении времени на часах, дней недели, времен года.

Слайд 4

Мышление Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Дети, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой. Ригидность мышления проявляется в плохой переключаемости с одного вида деятельности на другую. Слабая регулирующая роль мышления: начинают выполнять работу, недослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.

Слайд 5

ПАМЯТЬ Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). И это является главным отличием их от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Приёмы, позволяющие запомнить материал: приём повторения, группировка материала, целенаправленный анализ и синтез, перевод словесной информации в графическую (опорные схемы).

Слайд 6

ВНИМАНИЕ Внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна. Внимание трудно распределяемое. Дети не могут выполнить два или более действия в процессе работы. Характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

Слайд 7

Воображение отличается неточностью, схематичностью, т.к. жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны.

Слайд 8

РЕЧЬ У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении.

Слайд 9

Эмоционально-волевая сфера отличается неустойчивостью, неадекватностью эмоций. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость.

Слайд 10

Не сформированы навыки учебной деятельности, прежде всего недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. В результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. Некритичны к своей работе.

Слайд 11

Особенности личности Характерны ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Слайд 13

Низкий уровень внимания, конкретность мышления, недостаточность развития памяти, восприятия, низкий уровень развития произвольности психических процессов, быстрая утомляемость, низкая умственная работоспособность, неадекватная самооценка, недостаточное развитие речи, несформированность навыков учебной деятельности, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

О практике внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и для детей с нарушениями интеллекта

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"

Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...