Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
статья по логопедии

Лампадова Надежда Александровна

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

     Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

      По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

·         Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

·         Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

·         Дети с нарушением речи (логопаты);

·         Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

·         Дети с умственной отсталостью;

·         Дети с задержкой психического развития;

·         Дети с нарушением поведения и общения;

·         Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

              Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.     Оказываются  несформированными  все  операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой  деятельности,  создание  внутренних  программ речевых действий,  реализация  речевой  программы и  контроля   за речью, сличение   полученного  результата  с  предварительным  замыслом,  его  соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

      При   умственной  отсталости в  различной   степени  нарушены   операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный). 

     Нарушения  речи  у детей с интеллектуальной недостаточностью  разнообразны по своим проявлениям,  механизмам,  уровню и  требуют  дифференцированного подхода   при  их  анализе.  Симптоматика  и    механизм   речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития   мозговых   систем,   что   обусловливает   системное   нарушение речи,    но   и   локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное    отношение   к   речи.   
           У  детей  с    умственной   отсталостью   встречаются   все   формы расстройств   речи,  как  и   у нормотипичных  детей    (дислалия,   ринолалия,  дисфония, дизартрия,   алалия, дислексия,   дисграфия,    заикание,  афазия и др.).   Преобладающим  в   структуре   системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи  у   детей  с интеллектуальной недостаточностью    характеризуются стойкостью,   они   с    большим    трудом      устраняются,      сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

       Фонетически неправильная речь создает препятствия для общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов. Не четко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребенок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Также трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчетливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии.  

  Поставленный звук умственно отсталые дети в течение долгого времени в спонтанной речи не используют, продолжая говорить неправильно. Это одно из проявлений инертности процессов высшей нервной деятельности, свойственной таким детям.

     Овладение фонетически правильной речью затрудняется также и тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью не сформирована мотивация учебной деятельности.  

        Следующей   особенностью   нарушений  звукопроизношения у  таких детей является  большая  трудность   использования   в   самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. Наиболее распространенным является неумение произносить звук и правильно его использовать в самостоятельной речи.

     Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слуховой дифференциации звуков, несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем. Умственно отсталые дети часто заменяют один из согласных стечения фонетически сходным звуком. При воспроизведении стечении согласных заменяется, как правило, первый звук, особенно если это артикуляторно сложный звук (цветы - "светы").

     Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно-акустического или акустического сходства (р' - л', т' - с', ' ш - х, т - с, к - п, в - л, к - т). И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков.  Это  свидетельствует о том, что важной    причиной   неправильного   воспроизведения   стечения согласных является неточность их слухового различения в слове.

       Искажения структуры отдельного слога у умственно отсталых детей проявляются и в перестановках звуков соседних слогов (кипарис - "пикарис). Гласные воспроизводятся правильно, а согласные переставляются. Искажения слоговой структуры на уровне слова проявляются в большинстве своем в пропусках слогов (санитар - "сатар"). Пропуски слога наблюдаются в основном в середине слова (медвежонок - "межонок") или в начале слова (аптечка - "течка").

      Искажения   слоговой   структуры слова   проявляются,  начиная с 3-5 сложных слов, чаще в  словах со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова, мало знакомые и редко употребляемые.

       Речь  детей   часто   монотонная,   маловыразительная, лишена сложных и тонких   эмоциональных оттенков. В одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У заторможенных детей, голос тихий, слабый, немодулированный, а у возбудимых - крикливый, резкий.

      Особенно выраженными являются нарушения просодической стороны речи у детей с болезнью Дауна. Темп речи замедленный, скандированный. Наблюдается брадилалия и неврозоподобное заикание. Распространенными у этих детей являются и голосовые расстройства (дисфония). Голос слабый, тусклый, сиплый, глухой, нарушена координация движений дыхательного, голосового, артикуляторного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии».

Развитие речи у детей занимает одно из ведущих направлений педагогики. Как показывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования речевых навыков...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.

Рабочая программа направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной   и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта.

Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта....