Главные вкладки

    Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
    статья по теме

    Алексеенко Екатерина Викторовна

    В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алексеенко

    Екатерина Викторовна

    учитель начальных классов

    ГОУ «Урульгинской школы

    -интернат»

    с. Урульга,

    Карымского района

    Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта  на уроках развития речи.

     Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов.  Работая над исправлением, коррекцией  различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся с ограниченными возможностями познавательные способности, совершенствуем психические функции.

    Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

    •  расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;
    • постоянное повышение речевой мотивации учащихся;
    • одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;
    • организация связных высказываний школьников.

                  На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.

    Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.

          Большая часть времени на уроке должна отводиться формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика).

              Другое  важное  требование  -  это создание на уроке речевой ситуации. Для этого тема должна звучать не просто «Фрукты», а, например, «Свари с мамой компот», не «Одежда», а «Помоги Маше одеться на прогулку» и т.п.

               Умения и навыки в речевой ситуации:

    • Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.
    • Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.
    • Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
    • Расширять возможности участия в диалоге.
    • Закреплять умения строить простые предложения.
    • Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.

         Виды упражнений:

    • Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.

    белая

    стройная

    высокая

    тонкая

     

    • Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?

    Ворона (что делает?) летает, ?, ?. ? и т.д

    • Подбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).
    • Смысловое значение (домик, дом, домище).
    • Вставка пропущенного слова.
    • Распространение предложений.
    • Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).
    • Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).
    • Составление предложения с заданным словом.
    • Составление предложений с несколькими данными словами.
    • Объяснение слов.
    • Отгадывание и составление загадок.

     Я вырос на грядке,

    Характер мой гадкий:

    Куда ни приду,

    Всех до слез доведу. (лук)

    - Придумать загадку о луке.

    • Классификация предметов.

                     Виды упражнений, при выполнении которых может применяться создание высказываний с помощью графических схем, натуральных предметов, символов, планов, опорных слов, иллюстраций, вопросов:

    • называние частей предмета, признаков предмета, действий;
    • работа с загадками;
    • сравнение предметов;

    Сравнить животных кролика и зайца:

    Общие признаки

    Отличия

    Размер

    Форма тела

    Части тела

    Место обитания

    Мех

    Цвет меха

    Питание

    • упражнения на анализ и синтез (чей хвост, с какого дерева листья и т.п.);
    • подбор однокоренных слов;
    • работа с антонимами и синонимами (игра «Противоположности»)
    • составление предложений по образцу;
    • составление предложений с заменой некоторых слов;
    • заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
    • восстановление деформированного предложения;
    • составление предложения, рассказа по картинке или серии картинок;
    • составление предложений по опорным словам;
    • составление рассказа по плану, по картинному плану, по условно-картинному плану, словесному плану;

    1. Внешний вид (части тела).  

    2. Зимующая или перелетная.       

             

                  3. Где живет.           4. Чем питается.       

                   5. Как выводит птенцов.                    

             6. Какую пользу приносит человеку

    • рассказ по картине или серии картинок.

              В силу того что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют представления об окружающем мире, учителю специальной (коррекционной) школы необходимо добиваться прочного усвоения учебного материала по данному предмету, а добиться этого можно лишь применяя разнообразные виды упражнений, создавая  мотивационную обстановку на уроке.        

    Список литературы.

    1. Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной  (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.

    2. Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.

    3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998.

    4. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

    Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

    «Развитие связной речи у детей с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии».

    Развитие речи у детей занимает одно из ведущих направлений педагогики. Как показывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования речевых навыков...

    Организация коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников с нарушениями слуха.

    В материале обобщен опыт по организации коррекционно-образовательной работе  по формированию связной речи у дошкольников  с нарушениями слуха. Будет полезен учителям-дефектологам, работающим...

    Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

    Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

    «Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

    Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

    Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

    Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...