Занятие с учащимися 4 класса Тема:“Конфликт и пути его решения”.
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Зильберс Марина Майгоновна

Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Воспитание чувства уважения друг к другу;
  • Улучшение взаимоотношений в классе;
  • Ознакомить учащихся с видами конфликтов и причинами их возникновения;
  • Формирование умения решать конфликтные ситуации;
  • Профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с учащимися 4 класса

Тема:“Конфликт и пути его решения”.

Цель – формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Воспитание чувства уважения друг к другу;
  • Улучшение взаимоотношений в классе;
  • Ознакомить учащихся с видами конфликтов и причинами их возникновения;
  • Формирование умения решать конфликтные ситуации;
  • Профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.

Ход занятия

Эпиграф на доске:

Самый лучший день - сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность - общение.
Самое большое богатство - здоровье.
Самый большой дар - любовь.

- Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

- Как вы считаете, можно ли прожить без конфликтов?

58% четвероклассников считают,

что без конфликтов прожить невозможно,

 т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

- Что такое конфликт?

 конфликт - это непонимание друг, друга, ссора.

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

- Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов)

39 % учащихся считают,

что причиной конфликта является

 поведение людей, неумение общаться.

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

конфликт можно разрешить мирным путём.

- Как видите, путей выхода из конфликта множество.

Разрешение конфликта (на доске)

Юмор

Уступка

Компромисс

Сотрудничество

Угрозы, насилие

Грубость, унижение

Уход от решения проблемы

Разрыв отношений

- Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации: (напишите ответ на листочке):

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
  • Будете плакать;
  • Ударите его;
  • Сделаете ему замечание;
  • Не скажете ничего;
  • Пожалуетесь учителю.
  1. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?
  • Будете плакать;
  • Пожмёте плечами;
  • Будете смеяться над ним;
  • Будете защищать товарища кулаками.
  1. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
  • Пожалуетесь учителю;
  • Будете кричать;
  • Попытаетесь отобрать её;
  • Отлупите приятеля.

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте послушаемрусскую народную сказку “Два козлика” (запись сказки).

Два козлика.

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.

- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик.

Тут оба козлика, недолго думавши, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

- Как бы вы поступили на месте козликов?

- Часто вы играете, и в итоге происходит конфликт. Как его не допустить? Попробуем разобраться. Игра “Армрестлинг”.

Игра “Армрестлинг”.

Для участия в игре приглашаются по двое учащихся

Победитель получает аплодисменты!

- А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

-Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!

- Молодцы! А теперь посмотрим отрывок из м/ф по произведению Г. Х.Андерсена “Гадкий утёнок” (сцена птичьего двора)

Просмотр отрывка из м/ф “Гадкий утёнок”

- Почему не любили гадкого утенка?

- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

Дети читают стихи:

-Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!

- Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

- Мы все для счастья рождены, и так тому и быть! 
- Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!

- Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

-Мы разные? Мы равные! 
И нет преград для дружбы

-Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!

- А теперь давайте попробуем разработать правила поведения в конфликте (задания группам):

Дай партнеру «выпустить пар».

Если партнер раздражен к агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.

Потребуй от него спокойно обосновать претензии.

Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.

Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.

Независимо от результата разрешения конфликта старайся не разрушать отношения.

Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.

- Для того, чтобы предотвратить конфликт человек должен уметь сдерживать себя, владеть собой и не выплескивать свои эмоции на окружающих людей.

Упражнение "Посчитай до десяти"

Ребята, для того чтоб быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы- техники, помогающие быстро "выпустить пар", когда человека разозли, обидели. самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать.

Ребята, вспомните своё внутреннее состояние в одной из проигранных ситуаций (обиду, злость, гнев). А теперь задержите дыхание и, прежде чем начать что- то делать или говорить, посчитайте до десяти.

Обсуждение:

1. Как вы себя чувствуете?

2. Изменилось ли первоначальное намерение выбора способа реагирования?

3. Каким оно было изначально и каким стало сейчас?

4.Кому это упражнение помогло сдержаться?

Задание: напишите советы, которые вы могли бы дать человеку, который очень раздражён. (Заслушиваются ответы детей).

Когда ты очень раздражен, разгневан…

Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, доброжелательный тон; вежливость; нейтральность речи; приветливость; заинтересованность; уступка, компромисс)

- А вы знаете, что такое компромисс? (это согласие на основе взаимных уступок)

- Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Рисунки осликов (у каждого ученика)

- Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию? Как вы приходите к согласию?

Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека.

Каждой команде даётся по 2 альбомных листа- лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. (суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу)

В заключении

Пожелания и памятка для учащихся:

1. Чаще говорите вежливые слова.

2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .

5.Не перебивайте старших.

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).

8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.

- Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.



Предварительный просмотр:

 

                               

                                   

   

                             



Предварительный просмотр:

Пожелания и памятка для учащихся:

1. Чаще говорите вежливые слова.

2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.

5.Не перебивайте старших.

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. (Меня не понимают, не ценят).

8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Задачи:помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Форма проведения:обучающий семинар.Вопросы для ...

Родительское собрание по теме: "Конфликты в семье и пути их разрешения"

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие ученики,  стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречия...

Коррекционное интегрированное занятие с учащимися класса ГУО " Доктор Айболит"

Коррекционное интегрированное занятие с учащимися класса ГУО....

Классный час на тему "Конфликт и пути его решения"

Цели: Формирование представления о различных вариантах человеческого общения; ознакомление учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятием «конфликт»; развитие коммуникативных спос...

Индивидуальный маршрутный лист учащегося к внеурочному занятию на тему "Тайны фонетики" по курсу "Путь к грамотности", 2 класс.

Разработка представляет с собой индивидуальный маршрутный лист учащегося с заданиями к занятию по курсу "Путь к грамотности". Занятие условно разделено на две части: изучение новой темы и от...