Одаренность - особая психологическая черта
материал на тему

Чуприна Ирина Валерьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1)Одарённость - особая психологическая черта
     Каждый человек  является уникальной личностью.
Факторами, отделяющими людей друг от друга, служат присущие каждому человеку конкретные отличительные черты, умения и качества.
К таким факторам обычно причисляют характер, тип мышления, способности, таланты и одаренность. Именно последнему фактору посвящена данная работа.
    Впервые данное понятие было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном.
Автором же, давшим наиболее распространённое определение понятию одарённости, был немецкий психолог, пионер дифференциальной психологии и психологии личности Уильям Штерн.  
(слад 2)Он описывал это явление так: «Одарённость – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, а также это общая способность психики приспосабливаться  к новым задачам, а также развиваться в новых жизненных условиях».
   В современности одарённостью принято считать качество психики, системно развивающееся в течение жизни и  определяющее возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
      Штерн ввёл понятие интеллектуального коэффициента (IQ). за нормативный показатель принят IQ равный 100% .Это попытка определить не просто уровень одарённости, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определённом его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одарённости заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности. А если учесть, что в основе теста лежит теоретическое представление его автора о природе интеллекта, то понятно, насколько субъективным может быть измерение.Например, английский психолог Г. Айзенк считает основным критерием интеллекта скорость протекания мыслительных поцессов. Однако практика показывает, что иной "тугодум" может решать сложные мыслительные задачи,  которые не осилит человек более сообразительный, но поверхностный.

       (слайд 3) Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекают внимание окружающих к одарённому ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одарённого ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

      ( слайд 4) Одарённым и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одарённых детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим, и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

 (слайд 5) Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости - в определённой области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 (слайд6 ) Принципы и методы выявления одарённых детей
       Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одарённости ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одарённости, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия.

 (слайд 7)С учётом вышесказанного можно сформулировать следующие принципы выявления одарённых детей:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2. длительность идентификации (развёрнутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях);
  3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определённые развивающие влияния, снимать типичные для данного ребёнка психологические «преграды» и т.п.;
  5. подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  6. оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учётом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определённой образовательной среды с выстраиванием для данного ребёнка индивидуальной траектории обучения);
  7. Преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся психодиагностические методы идентификации одарённости весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

    (слайд 8)  Важнейшая цель психодиагностики

одаренности заключается в определении психологических

особенностей одаренных детей на каждом возрастном

этапе и их особых требований к условиям обучения.

               При этом выявление одаренных детей и их отбор должны служить

          лишь отправным, а не единственным пунктом психологического

          сопровождения процесса обучения.

               В этом случае одаренный учащийся может становиться активным             субъектом собственного развития, а психодиагностика — одним из звеньев, обеспечивающих согласованность процесса обучения с индивидуальной траекторией развития одаренности, определение результативности обучения и оказание необходимой психолого-педагогической помощи в предупреждении и решении проблем одаренных учащихся.

           

          (слайд 9)   Такая психодиагностика должна строиться на                    следующих  принципах:

        1) комплексность — учет диагностических данных, полученных

        из разных источников субъективной и объективной

        информации (от учащихся, их родителей и педагогов,

        экспертов);

        2) системность диагностического обследования и интерпретации

        его результатов (рассмотрение разносторонних

        показателей во всей сложности и неразрывности их

        взаимосвязей);

        3) возрастной подход (учет возрастных особенностей детей

        при выборе средств диагностики, постановке диагноза,

        даче рекомендаций);

        4) выявление не только реальных способностей и достижений,

        но и потенциальных и скрытых возможностей детей;

        5) использование не только количественного, но и качественного

        анализа данных;

        6) динамический (лонгитюдный) подход — обеспечение

        длительных (или повторных) обследований и преемственности

        их показателей, психологического сопровождения

        и мониторинга авторских и инновационных

        учебных программ, образовательных технологий, тренингов,

        применяемых при работе с одаренными детьми.

               Соблюдение всех этих принципов требует определенного уровня инструментального оснащения, т. е. обоснованной и надежной системы диагностических методов, ориентированных на одаренных детей.

               Длительный период почти полного отсутствия         интерес к проблеме одаренности в нашей стране сменился в         последнее десятилетие бурным и повсеместным увлечением  этой тематикой.

              Важным шагом к признанию актуальности

        проблемы одаренных детей послужило Решение  коллегии

        Государственного комитета СССР по народному  образованию

        о необходимости специальной государственной  программы

        выявления, поддержки и обучения одаренных детей, принятое в 1989 году по докладу академика РАО А. М. Матюшкина о концепции творческой одаренности [Матюшкин, 1989]. А. М. Матюшкин характеризует общую         одаренность как высокий творческий потенциал и общий коэффициент

        творческого развития человека.

        По мнению А. М. Матюшкина, психологическая структура общей одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека на всех возрастных этапах. Внешние проявления творческого развития многообразны. В детстве они могут выражаться в более быстром развитии мышления, речи, сенсомоторной и других сфер, в ранней увлеченности какой-либо деятельностью, например конструированием, рисованием, чтением или шахматами, в любознательности ребенка, его исследовательской активности.

    В процессе творческого развития одаренного ребенка его исследовательская активность преобразуется в более высокие формы.

   (слайд 10) В возрасте 3—5 лет она выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется диапазон исследовательских возможностей, появляются способности к исследованию непосредственно не данного, к исследованию и определению отношений между предметами и явлениями, причин и следствий и т. п. Развитие осуществляется как п о и с к ответов на собственные проблемы и вопросы, которые определяют избирательность творческого познания,

научения ребенка

       С 5—6 лет основным структурным компонентом одаренности

и творческого развития становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новомуопыту и выражается в поиске несоответствий и противоречий, в самостоятельной постановке новых вопросов и проблем. Но не только правильные ответы на них, а также неуда-

чи порождают следующие познавательные проблемы, вызывают исследовательскую активность и обеспечивают возможность перехода к новому, более высокому этапу в творческом развитии.

   В 6—9 лет по мере развития речи и интеллектуальных операций достигаются возможности понимания и формулирования оригинальных мыслительных задач, собственных гипотез для объяснения природных и социальных явлений. В этот возрастной период особенно отчетливо обнаруживают себя некоторые художественные способности —музыкальные, изобразительные, литературные, проявляющиеся

в легкости овладения специальным языком и способности к творческой импровизации.

   В 9— 12 лет процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения неизвестных, явно не заданных элементов и отношений. Во многих случаях эти отношения скрыты ранее усвоенными знаниями, сформированными стереотипами, сложившимися установками. Трудность их обнаружения и открытия нового связана со способностью к преодолению сложившихся привычных взглядов и подходов к решению проблем. Решение такой считающейся ≪нерешаемой≫ проблемы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемым на основе интуитивного использования ≪не относящихся к делу≫ побочных продуктов деятельности (Я. А. Пономарев), латеральных форм мышления (Э. Де Боно).

    В подростковом и юношеском возрасте исследовательская активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики, на основе которых возникают устойчивые профессиональные запросы.

     

 (слайд 11)  Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе.

Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:

1) тесты не измеряют природный интеллект;

2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;

3) возможно натаскивание на выполнение тестов.

(слайд 12) Основными методами выявления талантливых детей являются

  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка

(слайд 13) В мировой практике широко применяется рисуночный тест. Например, широко известный тест Гудинаф-Хрриса "Нарисуй человека. В отечественной психлдиагностике эта методика по сей день не нашла широконго применения. (Сергей Сергеевич Степанов Диагностика интеллекта методом рисуночного теста)

(слайд 14) Приведу пример одной методики для начальной школы

"Карта одаренности"

Начальная школа (1- 4 классы)

МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ»

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;

2) второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

(СЛАЙД 15) Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

– интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

– творческая (2-й столбец листа ответов);

– академическая (3-й столбец листа ответов);

– художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

– музыкальная (5-й столбец листа ответов);

– литературная (6-й столбец листа ответов);

– артистическая (7-й столбец листа ответов);

– техническая (8-й столбец листа ответов);

– лидерская (9-й столбец листа ответов);

– спортивная (10-й столбец листа ответов).


 Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

Возможно начертить графический профиль одаренности.

(слайд17 -1)Отстающие         в         учении         одаренные         школьники
парадокс или реальность?

       Учителя, как правило, уверены, что дети с высоким умственным

развитием должны успевать по всем предметам школьного курса, поскольку этот курс рассчитан на способности среднего ученика. Стереотипное представление о том, что одаренные дети — лучшие во всем, глубоко укоренилось не только в школе, но и в обществе, поэтому мнение о том, что одаренные дети могут сталкиваться с трудностями в учебе, часто кажется

парадоксальным или по меньшей мере преувеличенным.

      Высокий уровень умственного развития может сочетаться не только с высокой, но и с низкой способностью учащихся к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучаемостью), в частности, ее может компенсировать высокая работоспособность или организованность. В то же время рост умственного развития с возрастом или (и) в процессе обучения может происходить при сохранении или даже снижении уровня этой способности.

Описаны случаи устойчивой неуспеваемости учащихся с высокими показателями общих умственных способностей, чаще всего объясняемые

слабой мотивацией к учению [Менчинская, 1989; Калмыкова,

1981; Психологические проблемы... 1986; Отстающие...1986].

      ( слайд 17 -2) Было бы неправильно отождествлять успешность учения со школьной успеваемостью. Общеизвестна ограниченность, субъективность, ненадежность и частая необоснованность школьных отметок как показателей учебного процесса и его результатов [Ананьев, 1980; Блонский, 1979;

Ингенкамп, 1991].

   Еще Лев Термен признавал, что почти никому из одаренныхлюдей не удается полностью реализовать свой потенциал[Terman, 1925].

   Одну из важнейших причин неуспеваемости одаренных детей психологи связывают с влиянием социально-экономических и национально-культурных условий. Им они объясняют трудности, которые могут возникать у одаренных детей из семей с низким социально-экономическим и образовательным статусом, неблагоприятным климатом и социально- культурным окружением, национальных меньшинств и переселенцев (неродной язык, различия в предшествующем обучении, эмоциональные стрессы), живущих в отдаленных и неблагоприятных (экологически,

экономически, политически) районах. В ряде стран в эту подгруппу включают одаренных девочек, на развитие которых могут оказывать сильное влияние национальные, культурные и социальные стереотипы окружения [Butler-Por, 1987, 1995; Khatena, 1992; Whitmore, 1980].

      Большинство ученых согласно с тем, что корни неудач одаренных учащихся уходят в их раннее детство, в особенности семейных связей и семейного воспитания. В семьях успевающих учащихся родители, как правило, больше интересуются детьми, отцы больше влияют на жизнь семьи и воспитание детей, матери более ответственны и независимы, высоко ценится хорошее образование. Неуспевающие дети часто не ощущают поддержки в семье, не отождествляют себя с родителями, зависят главным образом от матери, тогда к а к отцы их отвергают или подавляют. В таких семьях сурово наказывают за малейшие проступки или, напротив,

господствует вседозволенность; успехи детей не замечаются или, напротив, дети считают, что родители ценят их только за достижения; иногда достижения детей воспринимаются родителями как угроза их превосходству или покою. [Clark, 1992; Khatena, 1992; Lee-Corbin, 1997]. Высказывается также мнение, что неуспеваемость одаренных учащихся может быть следствием моделирования поведения одного из родителей [ Ш т т , 1986].

       К категории риска относят также одаренных детей с трудностями

освоения базовых навыков (чтения, письма, счета), родного или иностранного языка, математики или других областей знаний, умений и навыков, с эмоциональными и поведенческими проблемами, хотя в их развитии может не обнаруживаться никаких функциональных или органиче-

ских нарушений. Таких детей часто выделяют в особую группу и называют одаренными неспособными к учению — Gifted Learning Disabled [Baum, 1988; Butler-Por, 1995; Khatena, 1992; Silverman, 1993].

     Тема одаренных детей очень глубока и многогранна. Она требует особого изучения. В силу загруженности наших педагогов (школьная программа, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, множество бумаг  и обязательных отчетов и мероприятий), эта тема остаётся "за бортом" школы. В выявлении и поддержке одаренных детей должны принимать участие школьные психологи, социальные работники (присутствующие в школе в 90 - х годах), воспитатели (которые так же отсутствуют в системе современного образования),заместители директора  по УВР.

(Предложить к изучению книгу Е. И. Щебланова Психологическая диагностикатодаренности школьников:проблемы, методы, результаты

исследований и практики под редакцией Фелбдштейна Давида Иосифрвича в соавторстве с Асмоловым Александром Григорьевичем)

(слайд 18) Одарённые дети – это, в первую очередь, творческие дети. В работе с ними необходимо использовать творческий подход.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одарённость - особая психологическая черта

Слайд 2

«Одарённость – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, а также это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам, а также развиваться в новых жизненных условиях».

Слайд 3

Одарённые дети живость и любознательность; независимость в действиях; инициатива, стремление участвовать во всем новом; использование воображения в мышлении; гибкость в подходах к проблемам; разнообразные интересы; сочинение историй; чувство юмора

Слайд 4

Одарённым и талантливым детям свойственны следующие черты: Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одарённых детей очень широки. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим, и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Не могут четко развести реальность и фантазию. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Слайд 5

Условно можно выделить три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одарённости - в определённой области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Слайд 6

Принципы и методы выявления одарённых детей Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Слайд 7

Принципы выявления одарённых детей: 1 . Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка. 2. Длительность идентификации . 3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам. 4. Использование тренинговых методов . 5. Подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов. 6. Оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития. 7. Преимущественная опора на методы психодиагностики.

Слайд 8

Важнейшая цель психодиагностики одаренности заключается в определении психологических особенностей одаренных детей на каждом возрастном этапе и их особых требований к условиям обучения.

Слайд 9

Такая психодиагностика должна строиться на следующих принципах: комплексность — учет диагностических данных 2) системность диагностического обследования и интерпретации егорезультатов 3) возрастной подход 4) выявление не только реальных способностей и достижений, но и потенциальных и скрытых возможностей детей; 5) использование не только количественного, но и качественного анализа данных; 6) динамический (лонгитюдный) подход

Слайд 10

В возрасте 3—5 лет она выражается в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. С 5—6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития становится проблемность. В 6—9 лет по мере развития речи и интеллектуальных операций достигаются возможности понимания и формулирования оригинальных мыслительных задач, собственных гипотез для объяснения природных и социальных явлений. В 9— 12 лет процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения неизвестных, явно не заданных элементов и отношений. В подростковом и юношеском возрасте исследовательская активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и познавательных задач.

Слайд 11

Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам: 1) тесты не измеряют природный интеллект; 2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме; 3) возможно натаскивание на выполнение тестов.

Слайд 12

Основными методами выявления талантливых детей являются наблюдение , анкетирование, тестирование, разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка.

Слайд 14

Начальная школа (1- 4 классы) МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» Методика адресована родителям , ее также могут использовать педагоги . Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций: 1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований; 2) второй – развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Слайд 15

Инструкция (+ + ) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Слайд 16

Обработка результатов . Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: – интеллектуальная (1-й столбец листа ответов); – творческая (2-й столбец листа ответов); – академическая (3-й столбец листа ответов); – художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов); – музыкальная (5-й столбец листа ответов); – литературная (6-й столбец листа ответов); – артистическая (7-й столбец листа ответов); – техническая (8-й столбец листа ответов); – лидерская (9-й столбец листа ответов); – спортивная (10-й столбец листа ответов).

Слайд 17

Было бы неправильно отождествлять успешность учения со школьной успеваемостью. Общеизвестна ограниченность, субъективность, ненадежность и частая необоснованность школьных отметок как показателей учебного процесса и его результатов. [Ананьев, 1980; Блонский, 1979; Ингенкамп, 1991]. Отстающие в учении одаренные школьники парадокс или реальность?

Слайд 18

Одарённые дети – это, в первую очередь, творческие дети. В работе с ними необходимо использовать творческий подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивост...

Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.

Личностные особенности  и поведенческие черты учителей для одаренных. ...

Психологическая диагностика одаренности.

Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за...

Психологическое сопровождение учащихся с патологическими чертами

Из  опыта  работы  с так  называемыми  "трудными"  детьми....

Работа с одаренными детьми, а также обучающимися с ОВЗ и другими категориями обучающихся с особыми потребностями.

Физическая культура важнейший предмет при работе с детьми с особыми возможностями здоровья.Конечной целью всех программ и концепций является итоговое и физическое, и моральное благополучие особенного ...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...