Главные вкладки

    Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.
    опыты и эксперименты на тему

    Личностные особенности  и поведенческие черты учителей
     для одаренных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Личностные особенности  и поведенческие черты учителей

     для одаренных.

       Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.  Не  является исключением и ситуация с  учителем  для  одаренных  детей.  Поскольку  любой хороший  учитель  должен  быть  образцом  педагогической  добродетелей,   то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах  учеников  и родителей превращается в образец образцов.  Если же говорить о факторах, которые  наиболее  значимы  для  успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная  характеристика  — система взглядов и убеждений, в которой большой вес  имеют  представления  о самом себе, других людях, а также о целях и  задачах  своей  работы.  Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в  процессе  обучения  и  построения  своей  деятельности  должно   отвечать следующим характеристикам, он  разрабатывает  гибкие,  индивидуализированные программы, создает  теплую,  эмоционально  безопасную  атмосферу  в  классе, предоставляет  учащимся  обратную  связь,  использует  различные   стратегии обучения, уважает   личность,  способствует   формированию   положительной самооценки ученика, уважает  его  ценности,  поощряет  творчество  и  работу воображения, стимулирует  развитие  умственных  процессов  высшего  уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика. Все эти характеристики можно разделить на три группы.

       Успешный  учитель  для  одаренных  —   прежде  всего  прекрасный  учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому  он должен обладать такими качествами, которые существенны  в  общении  с  любым одаренным  школьником.  Наконец, учителю   необходимы   особые   качества, связанные с определенным типом  одаренности, интеллектуальной,  творческой, социальной, психомоторной, художественной. Учителям можно помочь развить  указанные  личностные  и  профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями, с помощью  тренингов  —  в достижении  понимания  самих  себя  и  других,  предоставлением   знаний   о процессах обучения,  развития  и  особенностях  разных  видов  одаренностей, тренировкой  умений,  необходимых  для  того, чтобы  обучать  эффективно  и создавать индивидуальные программы.

       Исследования  показывают,   что   техника   преподавания    у   прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей  примерно одинакова, заметная разница  заключается в  распределении    времени  на виды активности. Учителя, работающие с одаренными,  меньше  говорят,  меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи  за  учащихся. Вместо  того,  чтобы  самим  отвечать  на  вопросы,  они  предоставляют  это учащимся.  Они больше спрашивают и меньше объясняют.  Учителя   одаренных   ведут   себя   более   как психотерапевты,  они  избегают  реагировать  на  каждое  высказывание.   Они внимательно и с интересом  выслушивают   ответы.  Но  не  оценивают.  Находя способы показать. Что они их принимают. Такое  поведение  приводит  к  тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще  сами  комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя. В межличностной сфере отмечаются  более  ровные  отношения  учителей  для одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих  учеников  как от интересных людей. Они чаще  обсуждают с ними темы, прямо не  связанные  с учебными занятиями, демонстрируют большое  уважение  к  своим  собеседникам, свободно обмениваются  точками зрения  и  даже  позволяют  школьникам  учить себя. Стало общим местом наша бесхозяйственность по отношению к природе,  воде, земле, природным ископаемым.  Но  еще большая бесхозяйственность, еще большее  преступление  —  наше  отношение  к одаренным детям. Одаренные дети не только  духовное  богатство  страны,  это еще, если хотите, и экономическое, и  политическое  богатство.  Невосполнимы не только природные ресурсы, невосполнима потеря  духовных  ресурсов.   Ведь каждый человек — это целая Вселенная. И наряду с  экологией  природы  должна  появиться  экология  одаренности, экология духовных, интеллектуальных способностей  человека.  Это  трудное  и широкомасштабная задача, тут  и  соответствующее  воспитание  и  просвещение родителей, родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд  ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли  раскроют  все  возможности  его дарования, тут и соответствующая подготовка  учителей  —  подготовка  их  ко всему многообразию трудностей и радостей  работы  с  юными  талантами.  Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы  иметь  дело с  одаренными  детьми,  многие   заболевания, особенно   так   называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

       И конечно, одаренные дети должны стать  предметом  специального  интереса науки — не только психологии и педагогики, это очевидно, но  и  генетики  и эндокринологии, у одаренных  детей  другое  соотношение  мужских  и  женских гормонов, чем у «обыкновенных».

       Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь  периодом  его обучения.  Опыт  показывает, что  значительные  трудности  одаренные   люди испытывают и в периоде  профессионального самоопределения, и в  дальнейшем, в самом  процессе  творчества.  Другими  словами  таланту  нужна  постоянная забота всего общества.

       И начинать нужно с  общепсихологической  грамотности.  Нужны  специальные школы для одаренных детей, специально  подготовленные  учителя,  специальные учебники —  но прежде всего нужно признание самого факта,  что  они  есть  и что  они  другие  —  не  только  по  своим  интеллектуальным  и   творческим  возможностям но и личностным особенностям.  Ведь  одаренность  —  не  только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

    Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

    Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

    Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

    Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

    Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

    Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.

    Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей....

    Личностные особенности одаренных детей.

    В данной работе описаны общие признаки, отличающие одаренных детей....

    Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"

    Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника и причинами подростковой агрессии;показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с ...

    Особенности работы учителя с одаренными детьми.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....