Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.
статья на тему
Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost._osob._pedagogov_rabot._s_odar._detmi.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные особенности педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одарённого ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.
Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Одарённый ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одарёнными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребёнок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для него не существует стандартных требований (всё как у всех). Для одарённого ребёнка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одарённые дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетели, то учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одарёнными детьми.
Поведение учителя для одарённых детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он создает тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставляет учащимся обратную связь, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Взаимодействие педагога и ребёнка зачастую строится на основе субъектно-объектных отношений: «Ребёнок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль отношений не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле вместе открываем, исследуем этот мир» - субъектно-субъектные отношения. Для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Этот же принцип является базовым и для педагогики сотрудничества, и для гуманистической психологии, и для развивающего образования в целом.
Педагог должен обладать таким качеством как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказаться от несоответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приёмов мышления, способов поведения и уметь выработать или принять новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение – делай так и не делай этого, а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
Учителя, работающие с одарёнными, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют, больше задают открытых вопросов, помогают обсуждать, используя вопросы типа «Чтобы случилось, если бы..?». Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?». Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих учащихся. И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе. Учителя одарённых ведут себя более как психотерапевты, они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, а находят способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
Учителя одарённых детей получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
Несомненно, от учителя одарённых детей больше всего требуются качества личностные, душевные. Учитель должен развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно размышлять о своих учениках, изучать соответствующую педагогическую и особенно психологическую литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с одарёнными детьми
Доклад на тему " Особенности работы с одарёнными детьми" затрагивает вопрос о том, как важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить...
Особенности работы с одарёнными детьми
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Особенности использования ТДМ в работе с одарёнными детьми
В статье описан личный опыт использования технологии деятельностного метода с одарёнными детьми....
доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"
В докладе говорится как реализовывать принципы в работе с одарёнными детьми....
Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.
В выступлении описала о формах работы и видах деятельности с одарёнными детьми в учебном процессе....
Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Ведь именно ему суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс. ...
"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования....