доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"
материал (4 класс) по теме

першина  наталья петровна

 В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Н.П. Першина,

учитель начальных классов,

Курчатов, МБОУ «СОШ №5»

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми

В настоящее время выявления способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы.

В научно-методической литературе (Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одарённостью, а также обучаемостью.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

        Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

        Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одарённого ребёнка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углублённую дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

В своей практике я стараюсь развивать общую одаренность, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

В чем же заключается сущность каждого из этих принципов?

Личностно ориентированные принципы:

Принцип развития. Главная задача школы - это развитие школьника – единое развитие его личности и готовность личности к дальнейшему формированию.

Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. То есть, школа для ребенка, а не ребенок для школы.

Принцип психологической комфортности. Это снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Культурно ориентированные принципы:

Принцип целостности содержания образования. Главная особенность содержания образования заключается в том, что оно изначально едино. В основе структуры содержания образования находится понятие «образовательной области», а не понятие предмета.

Принцип систематичности. Образование должно быть едино и систематично, отвечать закономерностям интеллектуального и личностного развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача общего образования – это помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен применять в разнообразных видах познавательной и продуктивной деятельности.

Принцип образа мира. Суждение школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. У ребенка обязана сформироваться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира - это образ нашего переживания мира и отношения к нему. Основной особенностью нераздельного развертывающегося знания является его направленность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям.

Принцип овладения культурой. Культура - это способность человека ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Деятельностно-ориентированные принципы:

Принцип обучения деятельности. Надо учить ребенка деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход нужно потому, что основополагающая цель общего образования – это сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Принцип опоры на предшествующее развитие. Особенно актуален такой подход для обучения родному языку, грамоте.

Креативный принцип. В школе необходимо учить творчеству,  сделать самостоятельный выбор и принять самостоятельное решение.

        Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.

Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.

Ряд учёных (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и другие) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важные из них:

- учебный процесс должен активизировать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- при разработке содержания занятий нужно спроектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, основываясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития;

- для результативного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха»: предлагать такие задания, с которыми ребёнок наверняка справится;

- оценка выставляется за процесс, а не за конечный результат.

Так как же организовать учебный процесс развивающего типа? Группа учёных выявила ряд подходов:

1. Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие.

2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему.

3. Имитационный подход. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.

На своих уроках я применяю групповую форму работы, использую работу в парах:

- «Защита проекта» - ученик готовит материал, затем выступает в роли учителя, используя при этом наглядность, доску.

- «Любознательный» - назначается ребенок, который должен задать как можно больше четких и вразумительных вопросов.

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Заключение

Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом ученик как личность.

Главным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках, развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Мои ученики принимали участие в международных играх:

  • по математике «Кенгуру»;
  • по русскому языку «Русский медвежонок»;
  • по английскому языку «Английский бульдог»;
  • по окружающему миру «Человек и природа».

Также совершили развивающие экскурсии:

  • «Планетарий» г. Курск;
  • «Краеведческий музей» г. Курск;
  • «Музей пожарной безопасности» г. Курск;
  • Музей-заповедник «Прохоровское поле» г. Белгород;
  • Мемориальный комплекс «Курская дуга» с. Яковлево;
  • «Краеведческий музей» г. Курчатов;
  • Макаронная фабрика «Америя» г. Курчатов.

Литература:

1. Волкова А.И. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Просвещение, 1994.-98с.

2. Сверлов М.З. Одаренные дети: какие они? - Ленинград:1988.-120с.

3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).–     М.: «Дело», 1994. – 216с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе - М. – 2000. - 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.

В выступлении  описала  о формах  работы и видах деятельности  с  одарёнными детьми  в учебном процессе....

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе

РЕФЕРАТ на тему: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения.(из опыта)

В работе  представлены  материалы , раскрывающие суть  личностно - ориентированного подхода к обучению,его составные части. В данной работе  автор делится  мыслями  о спе...

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...