Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Аверина Любовь Владимировна

 В выступлении  описала  о формах  работы и видах деятельности  с  одарёнными детьми  в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формы работы с одарёнными детьми42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Аверина Любовь Владимировна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ№6, г.Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА                                                                                              

Логин: averina.65@list.ru

Тема: «Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения».

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно. 

Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.

В своей педагогической деятельности мы часто встречаем детей, имеющих особые способности или высокие потенциальные возможности в различных видах деятельности. И задаёмся вопросом: каким образом вовремя выявить этих детей и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие личности и успешную самореализацию потенциально одарённых детей в различных видах познавательной и творческой деятельности? Допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Педагоги в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные, способные учащиеся остаются без внимания. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.

Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревать о тех возможностях, которые в него заложила природа.

Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одарённые дети – дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности.

Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с  высокими  интеллектуальными способностями.
  • Высокая умственная способность в одном из предметов.
  • Дети с высокими художественными способностями.
  •  Эстетическими.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Одаренный ребенок – это всегда творческая личность.Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:Формирование универсальных учебных действий;Повышение учебной мотивации одаренных детей;Развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;Развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;Овладение навыками самоконтроля, самооценки;

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого мною используются следующие формы работы:

1.Нестрадиционные уроки (урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра; урок - творческая мастерская).

2.Классно-урочная: разноуровневые и творческие задания,работа в группах, парах.

3.Олимпиады по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике.

4.Консультирование по возникшей проблеме.
5.Дискуссия. 6.Интеллектуальные марафоны. 
7.Различные конкурсы, конференции и викторины. 
8.Словесные игры и забавы. 
9.Проекты по различной тематике. 
10.Ролевые игры. 
11.Индивидуальные творческие задания.                                                                                   12.  Программы работы с одарёнными детьми.Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.                                   13.Факультативы.                                                                                                                                                           14. Объединения дополнительного образования.

В урочной деятельности использую следующие виды деятельности, технологии:

-проблемно-развивающее обучение,

-работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  • – исследовательский; 
    – частично-поисковый; 
    – проблемный; 
    – проективный;
  • Как правило, у одаренных детей проявляются:
  • – высокая продуктивность мышления; 
    – легкость ассоциирования; 
    – способность к прогнозированию; 
    – высокая концентрация внимания.
  • Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

положительную мотивацию обучения;

 активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания)

сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

дети учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Программа с одарёнными, учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала.

Главная задача при работе с одарёнными детьми – научить учиться применять полученные знания и уметь  выполнять задания повышенной трудности. Для этого ученик должен уметь:-самостоятельно разбираться в учебной задаче;

-находить способ её решения;

- сравнивать свой результат с правильным ответом;

- адекватно оценивать себя и свои действия;

-научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению  школьников  самоконтролю.

Тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Олимпмадные задания ориентируют на развитие личности.В центре ребёнок, уровень и особенности его развития.Зная особенности можно прогнозировать индивиуальное обучение. Польза олимпиадных заданий: исключается психологический дискомфорт и неуверенность, формируются умения чётко и быстро действовать в условиях интеллектуального соревнования, формулировать и оформлять  свои решения, обобщать и делать выводы, выделять причино- следственные связи,умение находить оригинальные решения, работать со справочной литературой. Вырабатывается навык самостоятельной  исследовательской деятельности.

Олимпиадные задания по русскому языку и литературному чтению 1 класс. 
1. Напиши слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы. 
2. Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи её.а у ё и о 
3. Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.а я у ю ы 
4. Напиши слово, состоящее из семи я? 
5. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её. Труд, портит, человек, кормит, лень, а, 
6. Напиши, кто автор этих строк: 
Свинки замяукали: " Мяу! Мяу!" 
Кошечки захрюкали: "Хрю! Хрю! Хрю" 
7. Угадай слово и напиши его: элек3к. 
8. Отгадай загадку – напиши отгадку. 
Кто в лесу без топоров 
Строит избу без углов? 
9. Напиши имя девочки, которой посвящены следующие строки. 
Появилась девочка 
В чашечке цветка. 
А была та девочка 
Чуть больше ноготка. 
В ореховой скорлупке 
Девочка спала, 
Вот какая девочка, 
Как она мила. 

10.Пословицы.

• У семи нянек кулаками не машут.

• Чем хвалишься, от того и наберёшься.

• После драки дитя без глазу.

• С кем поведёшься, на том и провалишься.

• Не суйся в волки, коли делать нечего.

• Скучен день до вечера, если хвост

1. Сколько получится, если сложить наибольшее нечетное двузначное число и наименьшее четное трехзначное число? (1 балл)_______________________.

2. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа

 (1 цепочка – 1 балл):

1) 3, 6, __, 12, 15, 18.

2) 1, 8, 11, 18, ___, 28, 31.

3) 2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.

4) 24, 21, ___, 15, 12.

5) 65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.

3. Напишите наименьшее четырехзначное число, в котором все цифры различные. 1 б

1.199 (1 балл)

2. 1) 9; 2)21; 3)6; 4)18; 5) 50; (1 цепочка - 1 балл)

3. 1023 (1 балл)

4.. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? (6 баллов) 36 гусей.

Напиши  правильно.                                                                                                              Вилка  однажды  споткнулась (о) крошку,                                                                              Падая, стукнулась  вилка  (об) ложку.                                                                                       Ложка, взлетев, угодила в  (о)крошку.                                                                                       Брызги  на  книжную  сели  (об)ложку.1. Укажи органы слуха. а) кожа б) глаза в) уши 
2. Какие металлы тебе известны? а) гранит б) железо в) нефть 
3. Что находится в мыльном пузыре? а) мыло б) воздух г) вода 
4. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй? а) птицы б) рыбы в) млекопитающие 
5. К какому виду транспорта относится поезд? а) наземный б) воздушный в) водный 
6. Какую птицу называют лесным доктором? а) синица б) поползень в) дятел 
7. Как птицы помогают деревьям? а) вьют гнёзда б) съедают плоды в) спасают от вредителей 
8. Как называют ледяные кристаллики, падающие с неба зимой? а) иней б) изморось в) снег.
Особенностью проектной технологии является  формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве проектная деятельность обеспечивает реализацию следующих принципов:непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;системность организации учебно-воспитательного процесса;раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Использование развивающихся игр. Развивают мышление, сообразительность, нестандартно мыслить, находить оригинальное решения, логику, фантазию.

«Что общего между  глазом и водопроводным краном?»

*Оба слова - из четырех букв;

*В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

*При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

*И то и другое может блестеть;

*Из них иногда льется вода;

*Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать) Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов)

Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель

Например: «Кастрюля»

отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. « Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять как это могло бы быть  в действительности.

«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка,карандаш. Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как  можно больше признаков разных реальных животных.

Упражнение «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в  столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». А вот теперь попробуйте написать в  другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

Упражнение«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его  задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторять нельзя.

Упражнение  на развитие творческого восприятия «На несколько букв Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?»

Разноуровневые дифференцированные задания на уроках

Разноуровневыезадания, составленные с учетом возможностей учащихся создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.Развивают самостоятельность и творческие способности.

1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.

2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

3уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

Основные правила технологии разноуровнево  обучения:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение  уровней.

3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.Положительные моменты.                                          Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают, идет активная работа по формированию речевых навыков, умению общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.У учащихся сохраняется интерес к познанию.Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу, повышается творческий потенциал.Использование на уроках уровневых заданий позволяет добиться от учащихся хороших результатов по предмету, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы.

1 уровень

1. Разложи числа на суммы разрядных слагаемых 56, 86, 96, 36, 46, 76

2. Реши 53 + 40 63 + 20 48 – 20 75 + 20 46 + 30 53 – 30 82 + 10 96 – 30 91 – 50

2 уровень

1. Реши уравнения 10 + х = 23 х – 50 == 33

2. Реши задачу Пульс у человека 60 ударов в минуту, а у лягушки на 30 ударов в минуту меньше. Какой пульс у лягушки?

3 уровень

  1. Найди значение выражений ( 53 + 20) – 30 (35 + 20) – 40 82 – (10 + 20)

64 – (44 – 40)

Ответь на вопрос: Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной в 10 м разрезать на части по 2 м каждая?

Дифференцированная работа.Воспитывает волю, внимание,настойчивость,даёт возможность выбора задания по своим силам.Первый уровень- закрепляет базу знаний, второй уровень- повышенной сложности, третий уровень -  творческий.

Тема: Безударные гласные в корне слова.

1 уровень.

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

I вар.

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять, гр...знуля, пл...сать,

II вар.

По...вился,г...рчица, сл...зинка,ш...повник, скр...пучий, нар...дить.

2 уровень.

 Спишите. В скобках напишите проверочные слова для орфограммы проверяемая безударная гласная в корне слова.

I вар.

Ёж...к с...дел на г...ре (под)с...сной. Он см...трел на осв...щённую лунным светом д...лину, затоп- ленную туманом. Комарики (не)уставали ...грать на св...их скрипоч... ках.

II вар.

Хор...шо в л...су в полдень. З...лёныеёлоч...кивыг...бают к...лючиеве...ки. Кр...суется белая б...рё...ка с душ...стыми л...сточками. Др...ж...т серая осина.

3 уровень.

Спишите, исправив ошибки.

I вар.

По тинулохоладом. Последниеклочя тумана мокрой марлей палзлипосклону. От крылись яркие сияющие горы.

II вар.

Шмелприлителнеуклюжый, толстый, мохнатый, как мидветь. За босил, за ворочялся, весь впылцеиз мазался.

4 КЛАСС.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.

  1. Просклоняй существительные:

    Дерево, улица

  1. Спиши, определи склонение выделенных существительных:

Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет.Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.

Уровень 2.

  1. Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:

Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.

  1. Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:

Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявленозаповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.Уровень 3.

  1. Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
  1. За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
  2. У, школьники, площадка, расчистили, школа.
  3. Полили, площадка, они, вода.
  4. Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
  5. Дети, на, катались, коньках.
  6. Было, весело, всем.
  1. Составь и напиши поздравительную открытку своему другу  на выбор. Определи падеж, склонение существительных:

С днем рождения!

С началом нового учебного года!

С Новым годом!

С победой на олимпиаде!

С новосельем!

С праздником!

Литература:

1.Булавкина, И. В. Одарённый ребёнок. Развитие детской одарённости / И. В. Булавкина. - М, 2007

2.Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка: Экспресс-учебное пособие / Отв. ред. А.3. Иоголевич. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. «Факел»,1996. С. 49-7

3.Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей/ В.С. Юркевич. – М. : Просвещение,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"

В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми....

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе

РЕФЕРАТ на тему: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения.(из опыта)

В работе  представлены  материалы , раскрывающие суть  личностно - ориентированного подхода к обучению,его составные части. В данной работе  автор делится  мыслями  о спе...

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...