"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"
учебно-методический материал

Майстренко Наталья Николаевна

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе.»

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования.

Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией [2, с. 71].

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В. И. Панову):

- общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф. Гальтон.

- «художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.

- «практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р. Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.

- общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.

- специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических.

- интеллектуальная одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье – «умники» и «умницы», а в школе – отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

- академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.

- психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.

- социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

- скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка [3, с. 8].

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением [4, c. 47].

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

  • прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
  • прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
  • прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.
  • прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
  • игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.
  • применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе [1, c. 5].

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения [5, с. 63].

Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ «СОШ №2» г. Чебоксары. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «Д» класса, в количестве 25 человек, в возрасте 7-8 лет.

В работе была использована методика «Палитра интересов» А. И. Савенкова. По результатам анкетирования, что отражено на рисунке 1, было выявлено 7 человек с математическими склонностями, 2 человека склонны к гуманитарной сфере, 5 человек — к художественной деятельности, 4 человека любят естествознание, 2 человека любят заниматься домашними обязанностями. Среди 5 учащихся ярко выраженных наклонностей не было выявлено.

Рис. 1. Виды одаренности.

В младшем школьном возрасте не все способности одинаково развиты. Некоторые способности ярко проявляются с 10-11 лет. Поэтому в начальной школе важно работать над всесторонним развитием, но учитывать склонности детей.

Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача тут и соответствующее воспитание, и просвещение родителей, тут и соответствующая подготовка учителей – подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами.

Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов — ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности. И важно помнить, что внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения.

Литература

  1. Бреховских Л. М. Как делаются открытия // Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся». – М., 2001. – 47 с.
  2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М. : Знание, 1991.
  3. Психологические особенности работы с одаренными детьми: учебное пособие / сост. А. В. Кайсарова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013.– 80 с.
  4. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М. : Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Данный материал можно использовать в качестве выступления...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли  и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать всё, чтобы он в...

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...