Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
статья на тему

Терентьева Марина Петровна

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. П. Терентьева

МАОУ НОШ № 53, Калининград

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

     Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на всех ступенях образования, начиная с начальной школы.

     «Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе помочь таким детям претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности» [2, с.110].

    В настоящее время педагогическим коллективом нашей школы накоплен определенный опыт работы с одаренными и способными детьми, разработана и реализуется программа «Интеллект».

   Что же мы понимается под термином «одаренность»?

   В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают «системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним» [2, с.111].

   Одаренные дети  в нашем понимании – это те дети, которые  имеют     более     высокие,     по     сравнению     с     большинством,   интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления; выделяются   яркими, очевидными,  иногда выдающимися, достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

     В своей работе мы  опираемся на принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Применяются самые разнообразные формы и методы работы с одаренными учащимися. Это творческие выставки; фестивали; вернисажи; групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;  кружки по интересам; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; проведение нестандартных  уроков; проектная деятельность учащихся;  создание детских портфолио.

    Традиционным видом работы является проведение предметных недель. В рамках предметных недель организуется  Интеллектуальный марафон (интеллектуальные игры и олимпиады для  учащихся 2-4-х классов). Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, и впоследствии, уделить внимание развитию их способностей.   Для учащихся 1-х классов осуществляется творческий проект «Город Мастеров».

   Наши школьники активно участвуют во Всероссийских интеллектуальных играх-конкурсах:  «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог», «Леонардо», в международном дистанционном проекте ЭМУ (эрудит-марафон учащихся), в творческих конкурсах вне школы на муниципальном, региональном, российском уровнях. В последнее время среди учащихся возрос интерес к дистанционным интернет-конкурсам. Мы стараемся поддерживать интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже в  начальной школе.

        Мы осознаем, что деятельность педагогов в работе с младшими школьниками сегодня должна быть направлена на формирование исследовательской компетенции. Поэтому  в 2011/2012 учебном году  впервые  ввели  в практику работы школы проведение ученической конференции «Наши первые проекты» в рамках Недели науки и творчества, где школьники, начиная с 1-го класса, могут  продемонстрировать свои исследовательские и творческие проекты любой тематической направленности.

    В организации учебно-воспитательного процесса и развитии системы поддержки талантливых детей педагогический коллектив нацелен на осуществление следующих направлений:

  • развитие учебно-познавательной компетенции учащихся;
  • контроль за учебной нагрузкой учащихся, соблюдение принципов «не навреди» и «посильной сложности»;
  • повышение квалификации педагогов с целью использования современных методов обучения и взаимодействия с обучающимися;
  • предоставление учащимся возможности самореализации через систему творческих конкурсов, предметных олимпиад, участия в  проектной работе, школьном самоуправлении;
  • развитие системы Портфолио ученика как способа комплексного учета достижений в урочной и внеурочной деятельности;
  • развитие системы морального и материального стимулирования успешных учащихся (выдвижение на присуждение стипендии Губернатора Калининградской  области);
  • совершенствование инфраструктуры школы; оснащение учебных кабинетов, помещений для занятий творчеством, спортом; реконструкция школьной библиотеки;
  • использование современных средств коммуникации в образовательном процессе;
  • развитие системы дополнительных платных образовательных услуг.  

Список использованной литературы:

  1. Инициатива «Наша новая школа»
  2. Ломакин А. В. Из опыта работы с одарёнными детьми, ж-л «Одарённый ребенок» №6, 2009 г., с.109-114
  3. Интернет-материалы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».               ...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...

"Особенности организации работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования....

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...