Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
статья по теме

Широких Ирина Геннадиевна

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shirokih_i.g.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                     Широких И.Г., учитель начальных классов

                                                   МАОУ «Медико-биологический лицей»

                                                   г.Саратова

   В свете Концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально – экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

   Образовательные учреждения представляют учащимся возможность широкого выбора спектра знаний, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

                                                                            Из материалов ФГОС  

    Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

      Все учителя начальных классов МАОУ «Медико-биологический лицей» работают по развивающей системе Л.В.Занкова. Опыт моей работы по данной программе составляет 6 лет. Эта программа имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствует развитию творческих способностей учащихся, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.

      Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися.

  Учитель должен быть:  

  • непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть современными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

  При работе с одаренными детьми ставлю задачи:  

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • стимулировать познавательные способности учащихся;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • работать с электронными образовательными ресурсами.

     В своей работе я использую следующие формы работы с одарёнными  детьми:

  • кружок «Эрудит» по подготовке к предметным олимпиадам;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность по курсу «Я – исследователь»;
  • участие в интеллектуальных марафонах;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в научно – практических конференциях;
  • создание портфолио учащихся.

      В 2010-2011 учебном году в рамках внеурочной деятельности в 1-4 классах МОУ МБЛ был введён курс «Я – исследователь».

     Рабочие программы учителей начальных классов были составлены  на основе программы «Я-исследователь» учителя начальных классов МАОУ «Медико - биологический лицей» г.Саратова Широких И.Г., базой которой стали методические рекомендации  А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

Программа рассчитана на 135 часов. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

1 класс-33 ч., 2-4 классы-по 34 ч.

    Философский энциклопедический словарь так трактует термин «исследование» - это «процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью».
А.И. Савенков в своих трудах использует как рядоположенные понятия: «исследовательская работа школьников», «исследования школьников», «исследовательская деятельность школьников».   Исследования в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследования всегда творчество и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование имеет высокую ценность для современного образования.   Исследовательская работа изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. По мнению А.И. Савенкова, начинать заниматься исследовательским обучением следует уже в начальной школе. [2]

   А.И. Савенков приводит структуру исследовательских работ:

-актуализация проблемы; определение сферы исследования;

-выбор темы исследования;

-выработка гипотезы;

-выбор методов исследования;

-определение последовательности проведения исследования;

-сбор и обработка информации;

-анализ и обобщение полученных материалов;

-подготовка отчета;

-защита доклада;

-обсуждение итогов работы. [3]

    Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках программы выстроены так, что степень самостоятельности ученика в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку (тетрадь), куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.  

    В 4 классе на теоретических и практических занятиях кружка «Я – исследователь» учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований, значением исследований в жизни человека. На занятиях применяются современные педагогические технологии: игровая, технология проблемного обучения, проектная, исследовательская, здоровьесберегающие технологии, технология проведения коллективных творческих дел (КТД), информационные технологии. Занятия проводим, используя коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.
В 4 классе учащиеся выбрали тему коллективного исследовательского проекта «Экология человека». Все учащиеся распределились на 4 команды по интересам, выбрали капитана, который руководил всей работой группы. Каждая команда выбрала тему своего исследования:

I – «Детская косметика – друг или враг?»

II – «Гигиена глаза»

III – «Влияние шума на организм человека»

IV – «Прогресс – всегда ли благо?»

    Результаты исследовательских работ групп были представлены на классной научно-практической конференции, где жюри подвело итоги и наградило победителей.

     После защиты групповых исследовательских работ, учащиеся начинают самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Опрос проводится по предварительно составленному плану с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение экспериментов связано в основном с естественнонаучными дисциплинами. 
Ход исследований обсуждается на занятиях кружка, учителем оказывается консультативная помощь.   
    К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить  задачи, найти информацию и систематизировать её, представить доклад, самостоятельно провести этапы исследования. 
     Мои учащиеся активно участвуют в научно-практических конференциях разного уровня. Проекты учащихся 3 класса Адамова Егора «Памятники собакам» и Сармина Арсения, Смирнова Юрия «Четвероногие братья по оружию» были представлены на районную научно - практическую конференцию «Эврика», где Адамов Егор был награждён дипломом за II место. Учащиеся 4 класса представили пять исследовательских работ на лицейскую научно – практическую конференцию «Первые шаги в науке», четыре из которых стали призерами лицейской, районной, региональной НПК. А Адамов Егор с работой «Влияние ультрафиолетовых лучей на организм человека» выступил на Конференции Седьмого Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и занял I место.  

       Начиная работать с 1 классом по курсу «Я – исследователь», возникла необходимость вовлечения родителей в исследовательскую деятельность детей. Так в 2012 году была создана программа «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся». Задачи программы:

  • формирование у родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • формирование и развитие умений и навыков информационно коммуникативных технологий;
  • обучение родителей специальным знаниям, необходимым для организации и проведения самостоятельных исследований обучающихся.

      Программа рассчитана на 48 часов. Курс рассчитан на 12 часов в каждом классе.

     Родители первого класса с большим интересом приняли участие в реализации данной программы. За период летних каникул учащиеся 1 класса с помощью родителей провели исследования по теме «Удивительное в природе». Свои исследовательские работы учащиеся представили на классную научно-практическую конференцию «Юный исследователь», которая состоялась в I четверти 2 класса. Лучшие работы были рекомендованы для участия в научно-практических конференциях более высокого уровня.

В октябре 2012 г. работы Васильева А. «Лучшие дрова для бани» и Савельевой В. «Изучение суточной активности и динамики деятельности пчелиной семьи» были представлены на Всероссийский заочный конкурс «Юный исследователь», где стали лауреатами I и II степени.

     В январе 2013 года семеро учащихся 2 класса Васильев А., Савельева В., Евсеенков С., Комбар М., Гребенникова В., Кудряшов А., Бигулаева В. приняли участие во II Cаратовском региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, где каждый ученик занял призовое место.

Библиографический список:

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: «Академия», 2000.
  2. Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».               ...