Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
статья по теме

Савельева Вера Викторовна

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре­творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис­ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_publikacii_po_issledovatelskoy_deyatelosti.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вера Викторовна Савельева, учитель начальных классов, Светлана Борисовна Светлолобова, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углублённым изучением отдельных предметов»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что такое одаренность? Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Условно можно выделить три категории одаренных детей: дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви тия при прочих равных условиях, дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре деленной области науки; учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада.

Методы выявления одаренных детей: психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников  дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным»; психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей.

В ходе обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания индивидуально-учебных программ: углубление, ускорение, обогащение, проблематизация.

Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности учащимся сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной  деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы. Что же такое исследование?

Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод  изучения чего-либо.

Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования.

Следующим и очень важным этапом в работе над проектом и исследованием является определение актуальности и практической значимости работы.

Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.

Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения её научной, социальной, личностной значимости.

Кроме актуальности необходимо определить практическую значимость исследования.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

  1. решения на их основе той или иной практической задачи;
  2. проведения дальнейших научных исследований;
  3. использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.

Приступая к исследованию, необходимо поставить перед собой несколько вопросов: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится его результат?», «Что необходимо сделать для его получения». Это и есть следующий этап исследования: формулирование гипотезы, цели, задач, а также способов и методов ведения исследования.

Цель исследования – сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего исследования: теоретический и практический.

Всякая цель должна обладать пятью основными признаками:

  1. полнотой содержания;
  2. временной определённостью;
  3. реальностью (соответствием возможностям);
  4. побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности);
  5. операциональностью определения ожидаемого результата.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы.

К гипотезе предъявляют определённые требования:

  1. она должна содержать предположение;
  2. она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик;
  3. она должна быть логически непротиворечивой;
  4. она должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают.

Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное утверждение и на этом прекращает своё существование. Опровергнутая гипотеза  становится ложным положением и опять-таки перестает быть гипотезой. Гипотеза – это форма познания окружающего нас мира и способов его преобразования.

Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.

Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определения понятий.

На  этапе планирования исследования работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

Исследовательская деятельность в начальных классах может быть реализована не только через индивидуальный проект, но и  через групповой. Это позволяет развивать коммуникативные умения детей. Для этого детям необходимо распределить  роли (обязанности): исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.

Начиная работу по исследовательской деятельности, необходимо учить детей составлять план письменного текста (простой и сложный).

Ребёнок должен учиться грамотно осуществлять библиографическое описание.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт.

Итогом исследовательской работы младших школьников является подготовка  к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Что учитывать при  написании защитной речи:

  1. первая часть – обосновывается актуальность темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования, указываются его основные методы. Отмечается предмет, объект, база исследования. Хорошо начать свою речь с примера, интересной цитаты,с истории, случая, оригинального вопроса;
  2. вторая часть - особое внимание комиссия обращает на итоги проведённого исследования, на личный вклад в него автора. Необходимо тезисно раскрыть тему проекта, проанализировать разные точки зрения. Важно подчеркнуть, в чём состоит новизна предлагаемой вами работы (впервые использованные методики, достигнутые результаты исследования). Можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы.
  3. третья часть -  кратко излагаются основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания. Можно предложить слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований. Особое внимание обратите на речь. Она должна быть ясной, грамматически правильной, уверенной, выразительной. Использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов. В конце выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Их не надо бояться. Если  вы не знаете ответ, скажите, что именно  этому вопросу будут посвящено ваше дальнейшее исследование. Благодарите за интерес, проявленный к вашей теме.

Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО МАТЕМАТИКЕ. Статья

Статья на тему" Работа с одаренными детьми в начальной школе по математике"....