Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
методическая разработка по теме

Мазилова Марина Юрьевна

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ №1 г.Мамадыш

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

 

2011 г

Постановление об утверждении

модели работы с одарёнными детьми

Решение Педагогического Совета  

Муниципального общеобразовательного учреждения

Протокол №___  от  __  ____  20__год

ПАСПОРТ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

        Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок  и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

      Модель  развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода 

Основания для разработки модели.

        

Программа развития одарённых детей на уроках изобразительного искусства и в рамках дополнительного образования МБОУСОШ№1  разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании»,
  2. «Концепция Федеральной целевой программы развития
  3. образования до 2010 г.»
  4.  от 03.09. 2005г.

Период и этапы реализации модели образования        

  1. первый этап: 1 год обучения
  2.  разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;
  3. Второй этап: 2-3 год обучения
  4. реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

 

  1. третий этап: 4 год обучения
  2.  анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.
  1. Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Основные задачи  

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  5.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

     7.  Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

  1. Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  2. По окончании  начальной школы дети  должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
  3. Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.
  4. Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
  5.  Участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, республиканских, районных, городских)  

Принципы работы с одарёнными детьми

  1. Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  2. Принцип опережающего обучения.
  3. Принцип комфортности в любой деятельности.
  4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  5. Возрастание роли внеурочной деятельности.
  6. Принцип развивающего обучения.
  1. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Участниками реализации данной модели

образования являются

  1. Администрация школы (директор, заместители);
  2. Учителя предметники, педагог – психолог, имеющие высшую    квалификационную категорию;  
  3. Руководители школьных МО;
  4. Классные руководители
  5. Руководители школьных кружков и секций.
  6. Учащиеся школы

Контроль за выполнением модели работы

 с одарёнными детьми        

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляют Педагогический совет школы, заместители директора по воспитательной и учебной работе.

Особенности управления работой с одарёнными детьми.

            Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет,

Заместители директора реализуют и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую оценочно-результативную функции работы с одарёнными детьми.

Результаты контроля представляются ежегодно на заседании Педагогического совета ОУ, публикуются на сайте ОУ.

 Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса  работа с   одаренными детьми

  1. Учебные планы
  2. Учебники, методическая литература
  3. Дидактические, раздаточные материалы
  4. Наглядные пособия
  5. Компакт-диски по предмету ИЗО и ХТ
  6. Компьютерные учебные программы:  ppt, doc, outlook, Publishen,  Office,
  7. DVD. Музыкальный центр.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

-подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечи вать становление и развитие как базового, так и специфического компонен тов их профессиональной квалификации.

-создание психолого-педагогических условий для развития профессио нального мастерства;

-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

определение профессионально-личностных качеств педагогов, рабо тающих с одаренными детьми.

Основные направления работы с одарёнными детьми, обладающими творческими и художественными способностями

Перед педагогами предметов эстетического цикла всегда стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. В рамках модели образования предусматривается реализация следующих направлений работы с одарёнными детьми:

1. Развивающее направление - формирование умения: выслушать товарища, по дыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, про являть терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

2. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

3. Информационное направление - привлекает внимание педагогической обще ственности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4. Координационное направление - обеспечивает контроль и анализ деятельности.

5. Кадровое направление - повышение квалификации педаго гов и оказание им информационной и методической помощи, создание усло вий для применения новых педагогических технологий.

 

Модель одаренного ребенка:

  1. Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  2. личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследова ния, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  3. личность, способная осуществить самостоятельную  дея тельность;
  4. личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторны ми способностями, высоким уровнем культуры;
  5. личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове ческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  6. личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно стей.

 ВВЕДЕНИЕ

          Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

               Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

      Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

   Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Необходимо проявить  внимание к работам (поделкам, рисункам) детей Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей  в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнят задачи.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уязвимость одарённых детей

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более  уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  1. Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
  1. Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
  2. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  
  3. Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
  4. Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
  5. Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
  6. Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Пример организации работы с одарёнными детьми

на уроке изобразительного искусства в 3 классе

Используя разные художественные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности на уроках, школьники учатся видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, - всё это направляет внимание ребёнка на самовоспитание, учит анализировать и развивает творческие способности

Есть в программе Б. Неменского очень интересная в смысле соединения различных видов искусств тема: « Путешествие в мир кукольного театра», на, которую,  отведено 10 уроков 3 четверти. На каждом уроке школьники знакомятся с работай не только художника, но и с другими профессиями театра.

Поскольку в жизни театр — это синтез различных искусств, естественно, что дети должны это увидеть и побывать в роли создателей театра. Во время таких уроков развивается фантазия, умение общаться, развивается речь. Дети с восторгом принимают театрализованные уроки, ещё и потому, что в творческой деятельности дети расширяют познания и умения работы разными материалами.

На 1 уроке я знакомлю ребят с историей создания театра, где под мотивы Древней Греции они узнают, что театр возник, когда ещё не родился Иисус Христос (500 тыс. лет. назад)

Музыку Древней Греции сменяет мелодия - потешка русской ярмарки и вот мы уже с ребятами на Руси. Потешаемся, встречая Петрушку.

Музыка и литература помогают ребятам более ярко представить времена далекого прошлого нашей земли, а также знакомит школьников с музыкой имеющей настроение выражающей национальные традиции, из которых складывается образ и культура народов.

После встречи с петрушкой переключаю внимание школьников на современный театр кукол С. Образцова, где роли играют куклы. Я показываю им разных кукол.

(тростевых, перчаточных, теневых, марионеток)

Беседа длится примерно 10-15 минут, так как они имеют об этом представление из средств массовой информации, а также посещали театр.

На этом уроке я знакомлю ребят   с новыми словами, давая им понять их значение.   ( сценарист, режиссёр, декоратор, костюмер, актёр, спектакль, художник) На предыдущем уроке у ребят было домашнее задание - найти значение этих слов. Поэтому ребятам уже легче понять, о чем идёт речь.

Во второй половине урока делю класс на 3 - 4 группы (в зависимости от количества учащихся в классе) и предлагаю выбрать сказку. Чтобы ребятам было легче выбрать, предлагаю несколько    самых простых сказок. Но выбор остаётся за группами, они могут выбирать и свои варианты.

Затем предлагаю ребятам распределить обязанности, с которыми они только что познакомились, (на это уходит 2 минуты)

Объявляю задание. Каждый ученик, получив роль и задание, начинает обдумывать первые наброски своей сказки. Если ребята не успевают выполнить работу, то это задание они получают на дом или выполняют на следующий урок в классе. Зависит это от психологического фактора класса.. По завершению работы каждая группа  защищает свой проект,   рассказывая, а том, что они придумали,   и показывают свои наброски.

  1. Актёры - набросок героя (головка)
  2. Декоратор - наброски декораций
  3. Сценаристы - сценарий (возможно придуманный самими) Костюмеры - эскиз костюма.

На одном из отведённых уроках этой темы я говорю с ребятами о роли художника в театре, который великолепно владеет искусством конструирования кукол, знает, как сделать образ выразительным, ярким и запоминающимся. На уроке рассуждаем, как добиться выразительности образа. Вот тут и приходит мне на помощь выразительность слова, музыки и эмоциональный зрительный ряд.

Стоит сказать подробнее, как я это делаю.

      На предпоследнем уроке ребята получили задание на дом: Найти в детских книжках образы сказочных персонажей - людей и животных. Принести дополнительный материал в класс.

Урок начинаю с вопросов:

 - Как вы думаете, нужен ли художник в театре Кукол?

- Что делают для театра художники?

- Как выглядят герои куклы?

     Здесь я предлагаю ребятам прочитать  отрывки из разных книг с описанием облика героя, его костюма.

Например «Сказка о рыбаке и рыбке» образ старухи

Обращаю внимание на одежду старухи и старика, а также на выразительность лица этих героев.

Чтобы школьники могли полностью раскрыть образ героя, я ввожу игровые моменты, связанные с музыкой и зрительным рядом.

         Вывешиваю на доску таблицы с изображением театральных героев.

( Красной Шапочки, Принцессы, Буратино, и т. д.)

Предлагаю    послушать    музыку        и    определить,    какому    костюму соответствует характер   звучания музыки.

Например:      звучит « Вальс - шутка»

Ребята сразу определяет, что эта музыка раскрывает образ весёлого человечка Буратино, Чип Олино и т. д.

      Для большего эмоционального воздействия включаю мелодию музыкальной пьесы «Плакса» Каболевского. Плаксивые интонации скрипки созвучны образу Пьеро.

В конце прослушивания фрагментов и игры в целом хвалю ребят за интересные ответы и находчивость. На эту работу уходит 10-15 мин.

Перед началом практической работы я напоминаю ребятам о цвете как об одном из важных средств выразительности. Затем показываю уже готовые работы, выполненные другими детьми.

    Этот метод помогает ребятам увидеть, что должно быть конечным результатом, и стремится сделать лучше.

       Предлагаю выполнить свой вариант головки и   костюма.   Для выполнения этой работы предлагаю разные способы и разные материалы изготовления головки (глина, попье - маше, ткани, вата и клейстер,  пластилин, тесто)  с последующей росписью. Костюм ребята шьют из ткани, носка, бумаги

Эта работа длится 3 урока. Каждый урок провожу беседу на закрепление материала о театре. 10 мин. - беседа, 20-25 мин. -самостоятельная работа, 5 — 10 мин. - на обсуждение работы выполненной за урок, и планирование работы на следующий урок.

Когда работа над куклой закончена,   школьники узнают о роли художника более подробно, создавая эскиз занавеса и декорации к любому спектаклю. На этом уроке я знакомлю детей с хитростями театрального художника.

Например, мелкие и плоские предметы надо делать выразительно крупно, их должно быть немного, чтобы не   «потерялись» куклы.

Под звуки вальса Шопена показываю различные занавес и декорации художника Сарьяна, Обычно ребята их долго рассматривают, это способствует развитию интереса к искусству и умение его ценить. На этом уроке происходит знакомство с искусством батика (росписи по ткани). Чтобы школьники могли лучше понять, что такое декорации и занавес мы пытаемся создать мини - сцену, из обувной коробки. Эту работу провожу в парах.

По истечении работы предлагаю обсудить работы и выбрать лучшие для будущей выставки.

      На одном из уроков этой темы дети знакомятся с афишей. На большом листе ребята мелками изображают афишу, оставляя места для надписей. На этом уроке знакомлю ребят с разными видами шрифта. Этот вид работы дети выполняют по группам (5 чел), что позволяет ребятам учиться общаться друг с другом, этот метод позволяет научить их видеть работу другого человека, умение соподчинять свою часть работы с работой товарища.

( Есть такие работы, когда вообще невозможно проводить в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и т. д.)

Работа по созданию театра является самой сложной, но в то же время увлекательной. Здесь и игры, и творчество, и труд - всё сразу. Таким образом, формируется чувство коллективизма, ответственности, качества работы.

Когда школьники познакомятся со всеми видами работ в театре, я перевожу их в обсуждение одного общего спектакля. Дети уже знают, как написать сценарий, выполнить декорации, нарисовать афишу и занавес. Смена деятельности и видов работы позволяют ребятам реализовать себя, быть нужным.

У детей уже есть опыт, поэтому они быстро занимают места в группах по 5 - 6 чел. на каждом столе стоит табличка с названием группы

  1. сценаристы — пишут сценарий
  2. художники - рисуют занавес
  3. актёры- учат роли
  4. декораторы - выполняют декорации
  5. композиторы - подбирают музыку

На   этих   последних   уроках   я   исполняю   роль   режиссера,   направляя деятельность ребят. Подготовки к спектаклю уделяю 20 - 25 мин    урока. Далее репетиция спектакля.

   Пожеланию учеников они могут переходить из группы в группу. Заключительный урок посвящен показу спектакля. Таким образом, я формирую целостность восприятия окружающего мира, а также определённые практические навыки, которые способствуют развитию творчества. Возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, формирует мощную мотивацию и к предмету и к учёбе в школе.

Подобный подход открывает одарённость ребёнка в его творческом и художественном значении.

На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и  закрепляют.

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, я предлагаю  таблицы, карточки и др. проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов.

Критериями проверочных заданий служат художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения, и способствует формированию у них УУМ.

 

С проверочными карточками можно работать в начале урока или в конце его, на обычных уроках или на обобщающих в зависимости от темы и задач, поставленных учителем. С помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить уровень знаний, умений и навыков детей всего класса, а сэкономленное время использовать для практической работы.

Работают дети с карточками следующим образом.

К примеру, возьмем одну из проверочных карточек из блока уроков ''Изображаю и украшаю''. На карточке изображены фрагменты различных видов народной декоративной росписи (хохлома, гжель, элементы росписи Жостова). Задание: назови виды росписи.

Ученик, получив карточку и определив виды декоративных росписей, отвечает на вопрос письменно или устно. Для быстрого ответа можно выдать три варианта ответа, рядом с каждым словом-подсказкой необходимо проставить порядковый номер. При проверки если все ответы ученика сошлись с  правильными ответами, он ставит себе оценку ''5'', если ученик ответил не на все вопросы, то – ''4'' и т.д.

  В урок можно внести разные творческие задания, которые помогут развить креативное мышление учащихся, приведу несколько примеров:

 

  1. Нарисуй свой портрет, так чтобы из него можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.
  2. Посмотри внимательно на фигуру, и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки.
  3. Закончи рисунок
  4. Придумай название, и рассказ о том, что ты изобразил.
  5. Создание творческих проектов

 Интересными заданиями для одарённых детей являются создание проектов на различные темы школьной программы. Детям интересно добывать новый материал, обрабатывать его создавать рисунки к проектам, фантазировать на тему оформления творческих работ.

   В работе с одарёнными детьми  делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между, предметами, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения: между персонажами сказки), построении вырази  тельной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности этих отношений.

Большое внимание уделяется построению композиций, предметно - сюжетному рисунку, передающему  парные отношения: человек - предмет, человек - животное, животное -- животное, человек - человек.

Такие задания требуют  анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных  отношений.

Задачи композиционного характера решаются в заданиях трёх типов: первоначальный графический рисунок, фиксирующий основные размерные пропорциональные  и пространственные особенности изображаемого (структуру отношений), включающие положение относительно друг друга и относительно пространства листа,  Отношение центр-верх-низ и т. д.  и   живописная сюжетная композиция, в которой те же задаваемые темой отношения включены в эмоционально - выразительный (праздничный, театрализованный или сказочный) контекст. И решение того или иного сюжета в объёме (пластилин, бумажная пластика) Особое значение приобретают серии тематически объединенных заданий: «Художник и зрелище» 3 класс, «Деревня – деревянный мир», «Древние города нашей земли», «Каждый народ  - художник» 4 класс и т. д.

Эти задания предполагают возможность, с одной стороны, разнообразных и острохарактерных действий и взаимодействия участников, объединенных общим пространством, временем и темой,  с другой стороны, эмоционального переживания и сопереживания, яркость красок и впечатлении, необходимую для создания выразительного образного решения. Использование таких заданий, рассчитанных на длительное количество занятий, предполагает возможность совместной деятельности и создание на заключительном этапе большой совместной работы. Участников создания такой совместной композиции соединяет общий создаваемый замысел рисунка или панно и предварительная индивидуальная проработка отдельных образных  решений. Таким образом, дети в ходе выполнения работы  приобретают различные навыки в общении друг с другом, развивается креативное мышление.

  Не менее важна для этой модели задача передачи личностного мироощущения ребенка в изображении любой темы, которая может быть обеспечена специальными заданиями цикла «Я  и  мир вокруг меня». Развитию воображения, творческой фантазии и использованию более полно языка символов и специфической выразительности цвета и формы способствуют введение в занятия элементов театрализации, актерского вживания в образ, использование на занятиях костюмов и атрибутов сказочных персонажей, магическая условность изменения пространства с помощью «золотого ключика» и «волшебной палочки. Переход от реального пространства в сказочное поможет более полно отразить жизнь в сказочном изобразительном образе и сюжетной композиции, а изменение контекста создаст условия для образно - символического обогащения работ   детей, а также поможет раскрыться таланту и одарённости ученика. Задача педагога - поддерживать сказочное нaстpoение и ощущение необычности ситуации; зафиксировать момент перехода из реальности в сказку, куда он сможет отправляться вместе с детьми; координировать замыслы в совместной деятельности и организовывать совместное вхождение в сказку с помощью «волшебного ключика».

Ход  таких занятия в основном носит характер индивидуальнoгo взаимодействия между взрослым и ребенком в процессе работы и обсуждения уже сделанной работы.

План работы

 с одаренными детьми

 2011-2012 учебный год

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Учитель ИЗО и ХТ

 

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

Психолог школы –Шагивалиева Г.К.

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Сентябрь

Кл .руководители, учителя –предметники, руководители МО.

4

Неделя эстетического цикла

Март

Учителя предметники,

 Кл. руководители

5

Предметные недели

В течение года, по графику

Руководители МО.

Учителя предметники

6

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

 Руководители МО.

Учителя предметники

7

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

8

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

Учителя – предметники.

9

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми

В течение года

Заведующий библиотекой

10

Итоги работы с одаренными детьми в 2011-2012 учебном году. Задачи на следующий учебный год.

Май

Зам. директора по УР

Руководители кружков

Руководители МО.

Учителя предметники

11

Организация и проведение выставки рисунков одарённых детей

Октябрь - ноябрь

Ноябрь

руководители МО.

Кл. руководители

7

Организация и проведение конкурса на тему:

  «Правила дорожного движения»

Февраль

Зам. директора по УР

Учитель ИЗО и ХТ. Руководители кружков.

8

Организация и проведение мероприятия «Ярмарка новых педагогических технологий», способствующего  интенсивному развитию творческих способностей учащихся.

Апрель

Зам. директора по УР

Учителя школы

9

Творческие мастерские.

В течение года

Руководители МО.

Рук. кружков

10

Библиотечные уроки.  Интегрированные уроки.

В течение года

 

Зав. библиотекой –

Учитель ИЗО и ХТ

11

Оформление портфолио  

В течение  года

 

Кл .руководители.

12

Пополнение информационного банка данных по программе

«Работа с одаренными  детьми».

В течение  года

 

Зам. директора по УР

Учителя школы

13

Тематические выставки  рисунков

В течение года

По плану работы школы

Руководители МО.

Учителя предметники

14

Персональные выставки рисунков одарённых детей

В течение года

По плану работы школы

Учитель ИЗО и ХТ

Рук. кружков

15

Конкурс поделок

«Осенняя фантазия»

октябрь

Учитель ИЗО И ХТ, Кл. руководители

16

Акция

 «Новогодняя игрушка»

декабрь

Учитель ИЗО и ХТ Рук. Кружков

Кл. руководители

17

Акция в защиту животных  «Сохрани нам жизнь»

март

Учитель ИЗО и ХТ Рук. Кружков

Кл. руководители

Формы проведения мониторинга реализации модели.

 

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По плану работы школы.

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Педсовет, совещание.

Внутришкольный контроль.

По плану работы школы.

Творческий отчёт кружка «Весёлый Карандаш».

2 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По плану работы школы.

Организация и функциональное обеспечение данной модели.

1.      Функции директора:

  1.       Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
  2.      Материальное стимулирование одарённых детей.

 2.Функции заместителей директора по УВР  и  ВР:

  1.      Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. 
  2.      Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. 
  3.      Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 
  4.       Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
  5.       Сбор банка данных по одарённым детям.

      Функции учителей-предметников:

  1.       Выявление одарённых детей по своим предметам.
  2.       Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3.       Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4.       Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  5.       Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  6.       Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  7.       Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  8.      Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

       4.Функции классных руководителей:

  1. Выявление детей с общей одарённостью.
  2. Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  3. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

       5.Функции руководителей кружков и секций:

  1. Выявление одарённых детей.
  2. Организация творческих отчётов детей.
  3. Предоставление необходимой информации кл. руководителям.

       6.Функции педагога-психолога:

  1. Подготовка диагностических материалов.
  2. Диагностическое исследование.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Организация и проведение развивающей работы с учащимися .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Данная программа составлена для выявления одаренных детей в школе и работы с ними. В работе выделены принципы педагогической деятельности, цели, задачи.Приводятся примеры творческих мастерских.Отдельн...

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....


 

Комментарии

Мазилова Марина Юрьевна

По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
Чеканова Нина Трофимовна

Марина Юрьевна, огромное спасибо за данный материал. Программа очень подробная, интересная, охватывает все аспекты работы с одаренными детьми. Творческих успехов Вам в дальнейшей работе