Тренинги по толерантности для педагогов
тренажёр на тему

Помочь педагогом внимательно относится к себе и понимать окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цели:

осознание педагогами своей индивидуальности;

познакомить с понятием “толерантность”;

показать, что толерантность к себе и толерантность к другим  тесно связаны;

помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Задачи:

создание комфортного психологического климата в группе;

создание условий для самопознания и приобретения  опыта позитивного общения.

Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Никто не может любить другого,

 если до этого не полюбил себя…

Эразм Роттердамский

1. Упражнение «Аплодисменты».

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, вы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»

2. Упражнение «Смысл имени».

Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим  именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас,  которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.

Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

3. Упражнение «Мы с вами похожи».

Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.

Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном классе; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.

4. Моя памятка на «черный день».

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

5.Упражнение  «Отражение в воде».

Работа в парах.

«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

человек скорчил страшную рожицу;

человек замахнулся палкой;

человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);

2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

4.Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;

5.Замахиваясь на другого  человека палкой,  мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе

6.Упражнение « Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза

Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

2. Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

3. Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности.

7. Знакомство с понятием “толерантность”.

«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому очень полезно  бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.

8.Упражнение «Я люблю тебя…»

«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».

Вопросы  после выполнения упражнения.

1.  Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?

2.  Что Вы при этом чувствовали

9.Упражнение « Учимся говорить комплименты».

На это упражнение отводится примерно 10 минут. Психолог предлагает педагогам говорить комплименты. Он бросает мяч одному из педагогов и произносит комплимент. Например: « …. Вы умеете быть справедливыми»… получив мяч бросает его другому педагогу

10. “Я заслуживаю…”

Хочу предложить Вам упражнение, вернее, игру : “Я заслуживаю...”.

« Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много  таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё  то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т.п.

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»

11. «Я желаю себе и другим…»

Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

 Список литературы

1.      Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2.     Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.

3.      Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.

4.      Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.

5.      Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.

6.      Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.

7.      Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). 8.      «Воспитание школьников» №3 2008г.

Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и таланты»

«Мои достижения»

Моя памятка на «черный день»

«Мои лучшие черты»

«Мои способности и таланты»

«Мои достижения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...

Тренинг для молодых педагогов

Данные упражнения направлены на понимание и развитие личностных качеств, необходимых каждому педагогу....

Тренинг для педагогов

Разработка тренинга для педагогов "!Профилактика эмоционального выгорания"...

Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....

Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...

Телесно-ориентированный тренинг «Пластика» составила педагог-психолог Болтенкова А.С.

Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:1) нахождение и снятие...