Рабочая программа "Игротеропия".Уровень начального образования 4 год обучения
рабочая программа на тему

Бицура Виктория Викторовна

Аннотация «Игротерапия».

Название курса

«Игротерапия»

Класс

С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования  4 года обучения

Количество часов

34 ч.

Составитель рабочей программы

Бицура Виктория Викторовна

 

Цель курса

Создать условия для обеспечения развития познавательной, личностной активности  и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями средствами игровой деятельности; помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки

Задачи курса

-формировать интерес к совместным со сверстниками и педагогом играм и общению, умения слушать и слышать собеседника, работать в группе;

-развитие коммуникативных навыков, воображения, произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры;

- развивать эмпатию, тактильное восприятие;

-стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность;

-развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе игровой деятельности;

- воспитывать у детей интерес к играм.

Структура курса

I.Формирование моторики и  графомоторных навыков

II.Формирование тактильно-двигательного  восприятия

III.Формирование  кинестетических и кинетических ощущений

IV.Формирование  представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

V. Формирование зрительного восприятия

VI.Формирование представлений об  особых свойствах предметов

VII.Формирование слухового внимания, памяти.

VIII.Формирование пространственных представлений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_igroterapiya_4_god_obucheniya.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Рабочая программа учебного курса «Игротерапия» для С (К)КК уровень начального образования составлена на основании следующих нормативно-правовых документах:

Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:

  1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О  создании  условий  для  получения  образования детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами»;  
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
  4. Письмо Министерства  образования  Российской  Федерации   от 06.04.2004  №  26/188-6и  «О  дополнительных  мерах  по соблюдению  права  на  образование  детей-инвалидов  с отклонениями в умственном развитии»
  5. Письмо Министерства  образования и науки Российской  Федерации   № ВК-452/07 от 11.03.16
  6. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
  7. Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении  СанПиН  2.4.2.2821-10  "Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Устав Школы, утверждённого постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г № 1782
  10. Примерная образовательная программа для обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  11. Учебный план образовательного учреждения.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).

В развитии личности ребенка наиболее важна игровая деятельность — предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры.

 У детей с выраженным недоразвитием интеллекта игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, как правило, не имеющими игрового содержания. Однако в процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр.

 Программа для детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида направлена на формирование у детей игровой деятельности. Программа составлена на основе примерной программы обучения по игре и игрокоррекции детей с выраженным недоразвитием интеллекта под ред. И.М.Бгажноковой.

 Программа учитывает возрастные и психофизические особенности развития детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью и предусматривает поэтапность перехода от предметных игр к конструктивным, ролевым и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного.

 При обучении используются игровые моменты, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Продолжительность урока в С (К)КК уровень начального образования - 45 минут (основание СаНПин).

Содержание и структура программы:

        Программа рассчитана на 34 часов, при нагрузке 1 часа в неделю. В содержание программы входят следующие разделы:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- конструирование;

- игры-импровизации.

        Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны знать/ понимать:

- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других
предметов на картинках;

- объединять предметы в различные множества.

        Обучающиеся должны уметь:

- уметь различать и называть предметы, необходимые для игры;

- выполнять с помощью учителя игровые действия — по подражанию, а затем по образцу;

- моделировать совместно с учителем, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т.п.).

Содержание программы учебного курса:

I. Формирование моторики и  графомоторных навыков

II. Формирование тактильно-двигательного  восприятия

III.Формирование  кинестетических и кинетических ощущений

IV.Формирование  представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

V. Формирование зрительного восприятия

VI.Формирование представлений об  особых свойствах предметов

VII.Формирование слухового внимания, памяти.

VIII.Формирование пространственных представлений


Календарно-тематическое планирование

34 часа,  1 час в неделю

п\п

Название раздела, тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

I. Формирование моторики и  графомоторных навыков

1

Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».

1

04.09

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

11.09

3

Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

1

18.09

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».

1

25.09;

5

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.

1

02.10

6

Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Дидактическая игра «Юный художник».

1

09.10;

II. Формирование тактильно-двигательного  восприятия

7

Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».

1

16.10

8

Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание.  

Лепка «Овощи и фрукты».

1

23.10

III. Формирование  кинестетических и кинетических ощущений (игры с песком)

9

Знакомство с песком

Дидактическая игра «Пойми меня».

1

06.11

10

«Мой песочный мир»

1

13.11

11

«Страна наших чувств»

1

20.11

12

«На оборот»

1

27.11

13

«Что изменилось»

1

04.12

14

«Меняемся местами»

1

11.12

15

«Я создаю мир»

1

18.12

16

«Выйди из лабиринта»

1

25.12

17

«Мой песочный мир»

1

15.01

IV. Формирование  представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

18

Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».

1

22.01

19

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий  и короткий.

1

29.01

20

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1

05.02

21

Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

1

12.02

22

Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов.

Дидактическая игра «Угадай, что, кто  это?».

1

19.02

23

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).

1

26.02

V. Формирование зрительного восприятия

24

Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).

1

05.03

25

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».

1

12.03

26

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».

1

19.03

VI. Формирование представлений об  особых свойствах предметов

27

Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1

02.04

28

Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

Дидактическая игра «Продавец»

1

09.04

29

Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость).

Дидактическая игра «Пойми меня».

1

16.04

VII. Формирование слухового внимания, памяти.

30

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади).  

Дидактическая игра «Откуда звук?».

1

23.04

31

Выполнение действий по звуковому сигналу.  Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.

1

30.04

32

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра  « Мы – барабанщики».

1

07.05

VIII. Формирование пространственных представлений

33

Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».

1

14.05

34

Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение  и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.

21.05

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии на 2016-2017 учебный год.Уровень общего образования: начальное общее образование 1А класс.

Рабочая программа по  предмету «Технология» для 1 класса составлена на     основе программы по технологии («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – А...

Рабочая программа «Игротерапия». Уровень начального образования 1 года обучения

Аннотация «Игротерапия».Название курса«Игротерапия»Класс С (К)КК для обучающихся с умственной отсталостью уровень начального образования  1 года обученияКоличество часов32...

Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение.

Статья Современные концепции начального образования. Дифференцированное обучение....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  по изобразительному искусству Уровень общего образования: начальное общее образование (4класс)                    ...

Рабочая программа по шахматам начального общего образования класс / уровень общего образования 1-4 классы

Рабочая программа по шахматам для 1 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Предмет шахматы находится в вариативной части Учебного плана МБОУ Покровская СОШ «НОК...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Уровень начального образования

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной...