Коррекционное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
статья на тему

Янпольская Ирина Анатольевна

Данная работа будет представлять интерес тем, у кого в классе учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, родителям, психологам. Основная цель работы - оказание помощи по организации психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ, обучающихся в условиях массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Янпольская Ирина Анатольевна, МАОУ «СШ №8», Когалым, «Коррекционное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Ирина Анатольевна Янпольская,

 учитель начальных классов,

МАОУ «СШ №8», г. Когалым,

ХМАО-Югра, Тюменской области

Коррекционное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

  1. Краткая аннотация:

Данная работа будет представлять интерес тем, у кого в классе учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, родителям, психологам.

Основная цель работы - оказание помощи по организации психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ, обучающихся в условиях массовой школы.

  1. Содержание
  1. Введение
  2. История изучения СДВГ
  3. Причины возникновения СДВГ
  4. Главные симптомы СДВГ
  5. Рекомендации педагогам, обучающих детей с синдромом СДВГ
  6. Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с диагнозом СДВГ
  7. Заключение
  1. Список использованных источников и литературы

     2.1. Введение

       Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического характера, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

При изучении понятия - «дети с особыми образовательными потребностями» можно остановиться на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям аномальных детей относят:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
  • дети с нарушением речи (логопаты).
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • дети с умственной отсталостью.
  • дети с задержкой психического развития.
  • дети с нарушением поведения и общения.
  • дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Характеристики учащихся с нарушениями развития и нарушениями здоровья

  •   Дети с аутизмом
  •  Дети с церебральным параличом (ДЦП)
  •  Дети с задержкой психического развития младшего подростка 
  •  Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  •  младшие подростки с ЗПР
  •  Психологические особенности личности подростка с ЗПР
  •  Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями
  •  Дети с сахарным диабет
  •  Дети с нарушением зрения
  •  Дети с нарушением слуха
  •  Дети с эпилепсией
  •  Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СГДВ)
  •  Дети с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)

Приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации является обеспечение условий успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание специалистов психолого-медико-педагогического профиля в настоящее время привлекает проблема легких церебральных патологий обучающихся. К таким патологиям можно отнести и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность заявленной проблемы определяется как высокой частотой СДВГ среди детей, так и ее большой социальной значимостью. Дети с СДВГ с трудом адаптируются к условиям и требованиям образовательных организаций, отличаясь нарушениями поведения и проблемами в обучении.

        “…когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего становятся очевидными нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения” Н.Н. Заваденко

2.2. История изучения СДВГ

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века - это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

2.3. Причины возникновения СДВГ

Доктора выдвигают много гипотез возникновения СДВГ, но основные причины синдрома дефицита внимания, следующие:

  • Проблемы вынашивания беременности.

Китайские ученые выяснили, что распространенность СДВГ на 10% выше у недоношенных детей и детей, рожденных с помощью кесарева сечения;

  • Недостаточное количество нейротрансмиттеров мозга. 

Когда концентрация норадреналина, допамина и других нейромедиаторов в мозге уменьшается, ослабляется ингибирование (подавление) активности центральной нервной системы.

  • Органическое поражение головного мозга. 

Происходят, если у матери во время беременности были гипертензия, гипертрофия щитовидной железы, нефрит, анемия, лихорадка, угрозы прерывания беременности, простуды, сложные роды. Также если у малыша до 2-х лет диагностировались поражения центральной нервной системы или травмы. Такие дети восприимчивы к СДВГ.

  • Проблемы с кровотоком в головном мозге. 

Японские ученые выявили, что у детей с СДВГ кровоток замедлен, и это хорошо заметно. Если у здоровых детей при концентрации внимания кровь моментально поступает во фронтальную часть мозга, у детей с синдромом кровоток остается практически без изменений. Эта особенность будет использована в диагностике патологии.

  • Генетические факторы. 

Врожденные физические дефекты и аномалии органов, хромосомные аномалии, генетические факторы, психические заболевания у родителей, будет влиять на функции мозга ребенка, что приводит к гиперактивности.

  • Педагогические факторы. 

Неправильные методы обучения и попытки раннего интеллектуального развития и избыточное давление окружающих факторов (скандалы, упреки и т.д.) вызывают задержки психологического развития ребенка и снижение уровня самоконтроля.

  • Доступность мобильного и компьютера в раннем возрасте. 

Игры с гаджетами и на компьютерах приводят к повышению содержания гормона стресса — кортизола в организме, это не дает мозгу сосредоточиться. Эксперименты показали, что синий свет, излучаемый экраном компьютера уменьшает содержание гормона — мелатонина в организме человека. Одна из функций мелатонина — крепкий и спокойный сон.

  • Экологические факторы. 

Чрезмерное потребление пищевых искусственных красителей, пищи с содержанием свинца также приводит к СДВГ.

Израильские ученые считают, что причины синдрома дефицита внимания детей — метаболическое (связанное с обменом веществ и энергии) расстройство центра, активирующего сознание, обучение и память. В данном случае имеются ввиду нейронные связи, необходимые для обработки информации и четкого сосредоточения внимания. Нарушение обмена веществ ограничивает развитие нейронных связей и нейронной плотности, необходимой для эффективной обработки мульти-переменных и приводит к дисбалансу нейротрансмиттеров (программных переключателей, вырабатывающих дофамин и норадреналин), а также нарушению баланса обмена между левой и правой долями мозга.

2.4. Главные симптомы СДВГ

Основные симптомы нервного расстройства:

Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место. Они не любят выполнять домашние задания, постоянно отвлекаясь на еду, туалет и т.д.. У некоторых пациентов взгляд отстранен, блуждает, и даже глядя на учителя, больной его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то далеко.

Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом. При гиперактивности у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе. На уроках больной крутится и ерзает на стуле, может даже встать или подложить под себя ногу. Гиперактивный ребенок — разговорчивый, шумный, смутьян, он нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание.

Есть два типа гиперактивности:

  • устойчивая гиперактивность — такое поведение стабильно и дома, и в школе.
  • ситуативная гиперактивность — проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).

Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Они чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, не задумываясь о последствиях.

Трудности в обучении. Это синдром дефицита внимания школьников. Плохие успехи у детей с синдромом гиперактивности и недостатком внимания связан с вышеназванными симптомами, при этом интеллект у них абсолютно нормальный. Чем выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.

Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.

2.5. Рекомендации педагогам, обучающих детей с синдромом СДВГ

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения.

Существуют общие правила организации педагогической деятельности с гиперактивными детьми.

Правила работы с детьми СДВГ

Характер общения с гиперактивным ребенком.

 1. Доброжелательная и спокойная обстановка.

 2. В любой ситуации общаться с ребенком спокойно.

 3. Не допускать криков и приказаний, восторгов и эмоционально приподнятого тона.

Требования к режиму дня

  1. Режим (расписание уроков) должен быть четким.
  2. Использовать записи, наглядность (картинки), чтобы ребенок мог ориентироваться на самостоятельное выполнение режима (расписания уроков).
  3. Использовать будильник, часы для контроля времени.
  4. При переключении с одного вида деятельности на другой предупредить за несколько минут до начала новой деятельности.

Объяснение правил и норм поведения

  1. Не допускать вседозволенности.
  2. Четкое разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  3. Количество запретов и ограничений должно быть ограничено.
  4. Запреты необходимо оговорить заранее.
  5. Запреты должны быть четкими и непреклонными.
  6. Ребенок должен знать, какое наказание повлечет нарушение запретов.
  7. Последовательность при исполнении наказаний.
  8. Говорить с ребенком спокойно и сдержанно.
  9. Дать возможность выбора.

Требования к организации учебных занятий

  1. Большое внимание уделять индивидуальной работе.
  2. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.
  3. Ограничить отвлекающие факторы.
  4. Строить занятия по четкому стереотипному распорядку.
  5. Давать на определенный отрезок времени лишь одно задание.
  6. Периодический контроль и коррективы выполнения задания.
  7. Создать условия для быстрого обращения за помощью.
  8. Помощь в организации работы.
  9. Делить урок на короткие периоды со сменой деятельности и двигательной разрядкой.
  10. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце.

Требования к инструкциям, указаниям, заданиям

  1. Указания и инструкции должны быть немногословными (не более 10 слов).
  2. Не давать несколько заданий сразу.
  3. Добавлять следующее задание только после того, как выполнено предыдущее.
  4. Задания должны быть выполнимы и по времени, и физически.
  5. Обязательный контроль выполнения заданий.

Требования к поощрению

  1. Поощрять за целенаправленную и сосредоточенную деятельность (усидчивость, аккуратность).
  2. Поощрения должны носить моментальный характер: ребенок не умеет ждать.
  3. Хвалить за то, что довел начатое дело до конца.
  4. Поощрять за хорошее поведение.
  5. Поощрять за успешное выполнение новых и более трудных заданий.
  6. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.

Переутомление и его профилактика

  1. Утомление проявляется в виде двигательного беспокойства и снижения самоконтроля.
  2. Ограничение пребывания в местах большого количества людей.
  3. Оберегать от большого количества впечатлений
  4. Исключить чрезмерное количество раздражителей.
  5. Во время игр лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером.
  6. Избегать беспокойных, шумных игр и приятелей.

 «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

При взаимодействии с гиперактивным ребенком нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самого ребенка, так и у учителя. Что можно сделать в таких ситуациях?

1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Для того, чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю необходимо самому сбросить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений.

  1. Дыхание. Перед беседой с ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь.
  2.  Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающее ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи, груди. После этого начинайте беседу.
  3. Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.

 2.6.  Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с диагнозом СДВГ

В самом начале пути родителям необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословным и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактивным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т.к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе игр следует учитывать особенности гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включить его в деятельность с 2-3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережного отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло. Например, родители могут обучить детей играть в пальчиковые игры. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психотерапию. Ее цель - изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход – необходимое условие успеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

- постоянный обмен информацией;

- выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

  1. Каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь.
  2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.
  3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.
  4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.
  5. При значительном улучшении в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь родителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, активное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т.д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Старайтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Примеры: вечерний просмотр телевизора на полчаса дольше положенного времени, приготовление любимого десерта, поездка, посещение каких-либо мероприятий, покупка долго ожидаемой вещи или игрушки и т.д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомендуется наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что родители ожидают от ребенка в плане поведения. Можно его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать» - «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка родители и педагоги следят за неукоснительным выполнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического наказания следует отказаться.

2.7. Заключение

Гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям и педагогам, это ещё и серьёзная социальная проблема. Поэтому надеюсь, что рекомендации для коррекции нарушений поведения у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью помогут многим родителям и педагогам, а также всем, кто сталкивается в повседневной жизни с непоседливыми детьми.

2.8. Приложение

Анкета для родителей

Появились ли у ребёнка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (I балл) или «Нет» (0 баллов).

 

Признаки

Баллы

1

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2

С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо занятий.

3

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4

С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5

Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен.

6

С трудом исполняет инструкции других.

7

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое.

9

Во время игр беспокоен.

10

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.

11

В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является «мишенью».

12

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Общее число баллов  

 Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребёнка? Проставьте соответствующие цифры: 0 — отсутствие признака, 1 — присутствие в незначительной степени, 2 — присутствие в умеренной степени, 3 — присутствие в выраженной степени.

Признаки

Баллы

1

Беспокоен, извивается, как уж.

2

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

3

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

4

Требования ребёнка должны выполняться немедленно.

5

Задевает, беспокоит других детей.

6

Возбудимый, импульсивный.

7

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

8

Не заканчивает работу, которую начинает.

9

Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя. Не старателен в учёбе.

10

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

Общее число баллов

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

3. Список использованных источников и литературы

1. И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова «Непоседливый ребёнок или Всё о гиперактивных детях», «Институт психотерапии», Москва, 2001г.

2. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

3. Л. Г. Милостивенко, «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб, «Стройлеспечать», 1995г.;

4. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

5.  Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

Интернет источники:

  1. Особенности работы с детьми, имеющими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/26/osobennosti-raboty-s-detmi-imeyushchimi-sindromom-giperaktivnosti-s

  1. Практические материалы для педагогов - психологов

http://school44.tomsk.ru/wp-content/uploads/2015/09/Praktiheskie_material1.doc

  1. Помощь учителю в обучении детей с синдромом СДВГ

http://psy-diagnoz.com/article/238-hyperactive-children.html

  1. ОВЗ – что это такое?

http://vse-temu.org/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html

  1. Проблемы социальной адаптации детей с СДВГ в младшем школьном возрасте

     http://journals.uspu.ru/attachments/article/938/31.pdf

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации

В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Целью данной статьи является ознакомление родителей с особенностями обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Прочитав данную статью, вы познакомитесь:с понятием СДВГ...