ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД) С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Наталья Николаевна

Как построить работу воспитателя группы продленного дня, если в группе есть ребенок с СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_vospitatelya_gpd_s_detmi_s_sdvg.docx95.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД) С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одна из актуальных проблем в современном обществе. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современных образовательных условиях обучаются в общеобразовательной школе. Однако у таких детей есть специфические особенности развития психики и поведения, которые необходимо изучить, понять и работать над данной проблемой. Без специально организованной психологической и педагогической помощи ребенок с СДВГ может столкнуться с низким уровнем готовности к обучению в школе, с проблемой усвоения учебного материала, правил поведения в образовательном учреждении, и с отчуждением со стороны своих сверстников. В современных научных исследованиях данная проблема малоизучена.

С психологической точки зрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности – минимальная мозговая дисфункция (ММД) [3], которая может привести к избыточной активности, дефициту внимания, импульсивности в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, нарушению поведения, слабой успеваемости в школе, проблемам во взаимоотношениях с окружающими, заниженной самооценке.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Дети с СДВГ могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают определенные нарушения развития.

Рассмотрим некоторые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Надо обратить внимание на то, что признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В будущем эмоциональная неустойчивость и агрессивность ребенка может привести к трудностям общения и неправильное поведение в семье и школе.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, с чем им очень сложно справляться.

По мнению современных психологов, можно выделить некоторые признаки, которые являются диагностическими симптомами детей с СДВГ:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей)
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) [4].

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте. Детям с СДВГ характерны снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного занятия на другое, постоянное забывание того, что нужно сделать, потеря каких-либо вещей. Дефицит внимания особенно очевиден для ребенка в тех ситуациях, когда ему приходится действовать без помощи взрослых.

Такие дети постоянно бегают, прыгают, пытаются куда-то залезть. В двигательной сфере у детей с СДВГ также обнаруживаются нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики. Трудности удерживания равновесия и недостаточность зрительно-пространственной координации становится причинами моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенного риска травматизма. По данным исследований, детям с СДВГ трудно жить в социальной сфере как в семье, так и в школе [6].

Известно, что проблемы во взаимоотношениях с окружающими (родители, родственники, учителя, сверстники) чаще всего встречается у детей с данным расстройством. В общении они более разговорчивы, чем другие дети. Отвлекаемость и импульсивность во время игр мешает им быть первым в рядах самых успешных. В результате они не могут устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

У большинства таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. Кроме того, их эмоциональная реакция часто непредсказуема – с неожиданными переходами от смеха к слезам, а у некоторых наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. К проблемам психологического типа можно также отнести депрессию и страх, что приводит к неуверенности в себе.

У детей с СДВГ обнаруживают речевые расстройства. В своей речи они мало используют местоимения и союзы, что ведет к трудности понимания смысла их высказываний, у них нет понимания выраженных в речи эмоций, реакций, юмора. Они не могут вести беседу, менять стиль речи в зависимости от возраста собеседника.

Подводя итоги, необходимо отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) следует рассматривать как минимальные мозговые дисфункции, дети с СДВГ имеют специфические психологические особенности развития.

Есть вероятность разрешить данную проблему путём ранней диагностики и своевременной коррекции детей с СДВГ. Проводится множество исследований по диагностике и коррекции данного расстройства. Следовательно, существует возможность дальнейшего развития данной проблематики более конкретно с положительной динамикой.

Воспитатель группы продленного дня обязательно должен проводить с детьми подвижные игры на свежем воздухе. Для детей с СДВГ стараться создавать ситуации успеха. Помочь довести «дело» до конца.

Примеры подвижных игр:

«Гуси-лебеди», «Салки», «Штандер», «Хитрая лиса», «Утка, утка, утка, гусь!» и многие другие.

При планировании творческого занятия, например, изготовление поделки к Новому году, дать ребенку с СДВГ более простой вариант (с меньшим количеством деталей, прорезей, и т.д.). Безусловно, таким детям надо оказывать и помощь. Мотивировать на успех. К их проявлениям агрессии относиться с терпением и пониманием.

При чтении книги делать паузы для физкультминуток. Задавать вопрос, о чем прочитали после 3-5 минут, а не по окончанию всего текста.

Устраивать прослушивание классической музыки. Давать ребенку лабиринты. От простого к сложному. (Приложение 1)

Разрешать ползать по-пластунски. Рассказать о разновидностях данного ползания.

(Приложение 2)

Включить в список игр, игры, направленные на составление коротких рассказов, игр со словами. (Дидактическая игра «Составь предложение», ребусы и т.п.)

Организовывать настольные игры.

А, главное, помнить, что таким детям очень нужны ваши понимание, поддержка, доброта и внимание.


Приложение 1

https://creativebaby.ru/wp-content/uploads/2016/08/508da1e17752.jpg                                           Лабиринт «Лабиринт с переплетениями»


Приложение 2

Ползание по лежащей на полу веревке выполняется следующими способами: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги - по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги - по веревке.

Перед ползанием по скамейке нужно научить детей подниматься на нее разными способами: подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено; встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено; сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади. После ползания (в конце скамейки) надо подняться, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее; можно также сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

При ползании по скамейке (горизонтальной и наклонной) на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу) и тело подтянуть с помощью обеих рук. Подтягивать тело можно и одной рукой: выносится вперед правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

При ползании на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

После подтягиваний на скамейке с помощью рук даются упражнения на расслабление рук и плечевого пояса.

По бревну можно передвигаться следующим образом: сесть на бревно и продвигаться вперед при помощи ног и рук, а также на четвереньках (с опорой на ступни и ладони). По ребристой доске дети ползают на четвереньках. По лестнице - на четвереньках (с опорой ступнями и ладонями на рейки и станины).

При ползании по наклонной доске, бревну используются те же способы, которые применялись на горизонтальных снарядах. Во время упражнений воспитатель дает указания, в случае необходимости помогает детям.

Для повышения интереса у детей младшего возраста к ползанию на конец доски (скамейки, бревна) кладут игрушки и предметы (погремушки, куклы, пирамидки, кубики и др., до которых ребенок должен добраться и перенести их в другое место.

После ползания, подлезания, пролезания, перелезания полезны упражнения для выпрямления туловища: взять предметы (погремушку, бубенчики, флажок, кегли, кубики, поднять их над головой, посмотреть на них, помахать ими или дотронуться двумя руками до погремушек, колокольчиков, подвешенных немного выше уровня вытянутых рук ребенка, или поднять руки вверх и похлопать в ладоши, оттолкнуть мяч, висящий в сетке, бросить мяч в корзину и т. д.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мэш Э., Вольф Д. Нарушения психики ребенка: психологическая энциклопедия. – СПб.: «праймЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.

2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995. – 560 с.

3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Издание 2. – М.: «Школа-Пресс 1», 2001. – 128 с.

4. Патофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 42 c.

5. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания. – М., 2001. – 156 с.

6. Заваденко Н., Манелис Н., Успенская Т., Суворинова Н., Борисова Т. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999. - №4. – С. 2-28.

7. Кучма В.П., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М., 1997. – 56с.

8. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. – М., 1997. – 245 с.

9. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Гиперактивный ребенок // Первое сентября. – 2002. - №7. – С. 7-9.

10. Пугач В.Н. Особенности восприятия у детей с расстройствами внимания // Психолого-педагогические проблемы системы образования: Тезисы, доклады международной научно-методической конференции / Под ред. В.Н. Пугача – Ижевск, 1998. – С. 58-59.

11. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6.

12. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

13. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002.

14. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми.

15. А.Г. Файзуллина ОСОБЕННСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ... Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

Методические рекомендации для работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Данная информация поможет учителям и родителям в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....

Особенности работы воспитателя группы продленного дня в первых классах

Особенности  работы  воспитателя  ГПД  в первых  классах....

Коррекционное сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Данная работа будет представлять интерес тем, у кого в классе учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, родителям, психологам. Основная цель работы - оказание помощи по организ...

Работа воспитателя группы продленного дня с одаренными детьми

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В данный период игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность ст...

Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Целью данной статьи является ознакомление родителей с особенностями обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Прочитав данную статью, вы познакомитесь:с понятием СДВГ...