Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_l.n.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми

с расстройством аутистического спектра

Иванова Ларина Николаевна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга

Существует несколько ключевых особенностей, на которые необходимо обратить внимание при работе с детьми с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Аутизм предполагает наличие спектра трудностей в установлении контакта, выражении эмоций, избегание взгляда, выражении собственных состояний ребенка и затрудненном понимании его окружающих людей. Такой ребенок живет в своем собственном мире, и тщательно его охраняет от вторжения других. Он неохотно делится своими впечатлениями, мыслями, чувствами, избегает всевозможных тактильных контактов, а если таковые случайно возникают – он может испытать негативные эмоции и даже испугаться. Такой ребенок не восприимчив к знакомству с чужими людьми, да и вообще все новое для него является довольно большим стрессом. Стереотипность поведения ребенка с РАС заключается, прежде всего, в том, что он стремится сохранить постоянные условия жизни, всячески избежать его–либо нового и расширения границ своего пространства, он панически боится любых перемен и новшеств, он защищает свою «зону комфорта» и предпринимает все, чтобы остаться в ней. У детей с РАС наблюдаются характерные нарушения речи,  возможна задержка ее развития. Значительное нарушение коммуникативной функции речи присуще большинству детей с РАС, однако, даже если речевая функция достаточно развита, она практически не используется для коммуникации, ребенок избегает речевого взаимодействия и не использует жесты, мимику.

 Учитывая, что степень аутистических нарушений у детей различна и глубина их нарушений не только постоянно колеблется, но и меняется с возрастом, необходимо использовать элементы разных приемов (методов) оказания помощи ребенку.

Современной коррекционной технологией при работе с детьми РАС является эстетопсихотерапия  в широком ее понимании: музыкальная, танцевальная, креативная, театральная.

Эта форма помощи дает возможность использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулирует его активность, удовлетворяет эмоциональные потребности.

В процессе музыкальной терапии он не только учится воспринимать музыку, но при этом раскрываются его эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания с другими детьми.

При креативной терапии, сопровождаемой теплыми эмоциями и показом того, что надо делать и как, проводимой в малых группах детей (3-5 человек) при одновременном участии родителей, у детей не только возникают стремление к взаимодействию, но и появляется своеобразный дух соревнования - кто сделает лучше, быстрее, красивее. В процессе рисования, лепки, бумагопластики происходит также улучшение мелкой моторики, формирование пространственных представлений, стремление к красоте.

Продукты творческой деятельности являются диагностическим показателем динамики психического состояния ребенка и служат одним из оснований для составления и изменения разноуровневых программ.

Театральная терапия оказывает мощное стимулирующее воздействие на психику ребенка. При этом виде помощи ребенок становится в позицию выбора роли и ее взаимодействия с ролями других детей. В процессе этого выбора раскрываются мотивы и возможности ребенка. Большое значение имеет участие ребенка совместно с педагогами и родителями в подготовке театрального реквизита. Репетиции детей, подготовка к ним способствуют совместной деятельности детей, т.е. опять же стимулируют общение. При постановке спектакля достигается большой положительный эмоциональный накал и сопереживание с аудиторией. Внешний мир утрачивает угрожающий характер и становится привлекательным.

Правильно подобранная методика и ее своевременное применение способствует наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работе с детьми РАС: устанавливается эмоциональный контакт, передается социальный опыт, достигается прогресс в социализации в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя группы продленного дня в первых классах

Особенности  работы  воспитателя  ГПД  в первых  классах....

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Опыт работы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа» с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Ребенок с рас...

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...