Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
опыты и эксперименты по логопедии (1, 2, 3 класс)

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические методы работы

с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

hello_html_7ac2ad00.jpg

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей. Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.

И в моей практике раньше встречались и сейчас встречаются дети с аутизмом.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным или во время перемены ходят от одной стены в классе к другой, иногда что – то бормоча «себе под нос». Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей и т.д.

Для развития фонематического слуха и слухового внимания учитель – логопед на коррекционно – развивающих занятиях часто применяет звуки разного диапазона: тихие – громкие, глухие – звонкие; музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, бубен, барабан и т. д.

Положительные реакции ребенка с аутизмом на звуки и музыку, которые он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания, подпевать.

Работая с этой категорией учащихся, я обратила внимание на особую чувствительность и благоприятное влияние на них колокольного звона.

Известно, что звон колоколов полезен для здоровья, но мало кто знает, в чем же конкретно заключается эта польза. Еще в древности на Руси люди верили, что если над тяжелобольным человеком ударить в колокол, то это поможет ему выздороветь. Звучание колокольной звонницы представляет собой своеобразную звуковую атмосферу, нахождение в которой влияет на эмоциональное состояние человека. Разные сочетания могут вызвать грусть или радость, задумчивость или всплеск эмоций. Учёные доказали, что колокольным звоном исцеляются такие недуги, как нервозность, беспричинное беспокойство, головокружение и бессонница. Различные виды фобий. Если же слушать музыкальные произведения, исполненные на колоколах, то это поможет выйти из тяжелых депрессивных состояний и некоторых психических заболеваний. Звуковые колебания, вызываемые колоколами, охватывают не только слышимый нами диапазон, но и выходят за его пределы. Колебания с частотой более 25 кГц, называемые ультразвуком, мы не можем услышать, однако именно они способны уничтожить болезнетворные микроорганизмы.

Рекомендую родителям ребёнка с расстройствами аутистического спектра записать перезвон колоколов и включать для прослушивания.

На занятиях использую небольшие шары из Китая. Ребёнок держит шарик в ладони, при взмахах звучит колокольный звон и вибрация «отдаёт» в ладонь. В сочетании с другими видами коррекционной работы, колокольный перезвон, мелодичная музыка способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с РАС.



Предварительный просмотр:

Практические методы работы

с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

hello_html_7ac2ad00.jpg

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей. Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.

И в моей практике раньше встречались и сейчас встречаются дети с аутизмом.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным или во время перемены ходят от одной стены в классе к другой, иногда что – то бормоча «себе под нос». Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей и т.д.

Для развития фонематического слуха и слухового внимания учитель – логопед на коррекционно – развивающих занятиях часто применяет звуки разного диапазона: тихие – громкие, глухие – звонкие; музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, бубен, барабан и т. д.

Положительные реакции ребенка с аутизмом на звуки и музыку, которые он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания, подпевать.

Работая с этой категорией учащихся, я обратила внимание на особую чувствительность и благоприятное влияние на них колокольного звона.

Известно, что звон колоколов полезен для здоровья, но мало кто знает, в чем же конкретно заключается эта польза. Еще в древности на Руси люди верили, что если над тяжелобольным человеком ударить в колокол, то это поможет ему выздороветь. Звучание колокольной звонницы представляет собой своеобразную звуковую атмосферу, нахождение в которой влияет на эмоциональное состояние человека. Разные сочетания могут вызвать грусть или радость, задумчивость или всплеск эмоций. Учёные доказали, что колокольным звоном исцеляются такие недуги, как нервозность, беспричинное беспокойство, головокружение и бессонница. Различные виды фобий. Если же слушать музыкальные произведения, исполненные на колоколах, то это поможет выйти из тяжелых депрессивных состояний и некоторых психических заболеваний. Звуковые колебания, вызываемые колоколами, охватывают не только слышимый нами диапазон, но и выходят за его пределы. Колебания с частотой более 25 кГц, называемые ультразвуком, мы не можем услышать, однако именно они способны уничтожить болезнетворные микроорганизмы.

Рекомендую родителям ребёнка с расстройствами аутистического спектра записать перезвон колоколов и включать для прослушивания.

На занятиях использую небольшие шары из Китая. Ребёнок держит шарик в ладони, при взмахах звучит колокольный звон и вибрация «отдаёт» в ладонь. В сочетании с другими видами коррекционной работы, колокольный перезвон, мелодичная музыка способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Конспект урока с детьми с расстройством аутистического спектра по логоритмике «В гости к снеговику»

Цель:развитие речи средствами логоритмики, расширение и активизации по теме "Зима", развитие координации речи с движениями, развитие грамматического строя речи, умения выделять гласные звуки...

Опыт работы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа» с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Ребенок с рас...

Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра...

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....

Мульттерапия – метод способствующий социализации детей с расстройствами аутистического спектра

Многим известно, что показателем Расстройства аутистического спектра (РАС)   является  присутствие у ребенка триады нарушений: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодейств...

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, имеющими расстройства аутистического спектра

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека)....