Программа на развитие психических процессов
рабочая программа на тему

Данная программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь) у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapomnil.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «Заметил, понял, запомнил, сказал»

Комовой А.Н., педагога-психолога

(ФИО педагога, занимаемая должность)

Возраст обучающихся:  8 -17  лет

Блок занятий 5.

Срок реализации: 14 занятий

                                               

Содержание

№ стр.

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

3

Диагностика

4

Учебно-тематический план

5

Содержание программы

5

Материально-техническое обеспечение Программы

6

Литература

7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на детей 8-17 лет с незначительными интеллектуальными, сенсорными или двигательными нарушениями, а также для обучающихся более старшего возраста в случае запроса на освоение программы.

Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации.

Форма и режим занятий: комплексное занятие, игра, самостоятельная работа. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, каждое длится не больше 30-40 минут.

Цель: ознакомление и закрепление знаний об окружающем мире (природа, человек), развитие памяти и внимания.

Задачи программы:

Образовательные (знания):

  • дать детям-инвалидам знания о некоторых дидактических играх и правилах игры в них;
  • дать детям знания о спектре человеческих эмоций и чувств;
  • дать знания о различных играх на развитие памяти, внимания и мышления.

Обучающие (умения: познавательные, практические, речевые, игровые):

  • научить играть в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры, соблюдая правила;
  • уметь по инструкции строить, складывать и собирать требуемые конструкторы, макеты;
  • уметь находить сходства и различия предметов и картинок;
  • уметь создавать работы средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
  • уметь создавать пиктограммы, иные способы запоминания;
  • уметь составлять рассказы из сюжетных и иных картинок.

Развивающие:

  • развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
  • развивать навыки работы за столом;
  • развивать навыки конструктивного общения с взрослыми и детьми доступными ребенку способами.

Воспитательные:

  • воспитать доброе позитивное отношение к людям;
  • формировать мотивацию и побуждать интерес к преодолению трудностей;
  • выработать понимание жизненных ценностей, добра и зла;
  • вовлечь родителей в воспитательный процесс, повысить их психологическую грамотность.

Планируемые результаты

Обучающийся после освоения программы будет владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • выполнять задание педагога-психолога;
  • соблюдать правила поведения в помещениях;
  • уметь играть в различные дидактические игры, соблюдая правила;
  • уметь использовать различные мнемотехники для запоминания информации;
  • уметь создавать работы любого качества средствами предметной и сюжетной изобразительной деятельности;
  • уметь составлять рассказы по сюжетным картинкам;
  • уметь признавать ошибки в общении, исправлять их (через извинения и пр.).
  • демонстрировать доброе позитивное отношение к людям;
  • освоить и применять принятые в обществе нормы поведения.

Диагностика

Зачисление ребенка на освоение данной программы осуществляется в течение всего года, исходя из результатов диагностики, отраженных в карте Социально-психологической диагностики развития, либо в случае не усвоения программы за отведенный период.

Цель диагностики («входной контроль»): определить уровень сформированности игровых навыков, степень интеллектуального недоразвития для подбора оптимального маршрута обучения.

Цель «выходного» контроля: определение степени освоения программы и дальнейшего маршрута обучения.

Контрольные задания

Критерии оценки

Программа освоена

Программа освоена не в полном объеме

Программа не освоена

1

Нахождение цифр от 1 до 20/50

Самостоятельно находит цифры по порядку на бланке

Находит цифры на бланке, но необходима помощь в назывании цифр по порядку

Не находит цифры, быстро утомляется

2

Сравнение 2-х картинок

Находит и называет сходство и различие картинок

Находит и называет сходство и различие после наводящих вопросов педагога.

Выделяет что-то одно – сходство или различие, не переключается даже после помощи педагога

3

Называние заштрихованных предметов

Самостоятельно называет заштрихованные предметы

Называет заштрихованные предметы с помощью педагога

Затрудняется в выделении заштрихованных предметов

4

Называние убранной карточки из 8-10 картинок

Называет 2-3 карточки, убранные педагогом из ряда

Называет 1 убранную карточку, с 2-3 затрудняется

Называет убранные карточки после помощи педагога

5

Воспроизведение слов по пиктограммам

Сам рисует пиктограммы и правильно воспроизводит названные слова

Воспроизводит слова по имеющимся пиктограммам, сам не рисует

Затрудняется с воспроизведением слов по пиктограммам

6

Раскладывание картинок по категориям

Самостоятельно раскладывает на категории, называет

Требуется помощь педагога в раскладывании, называет сам.

Требуется помощь в раскладывании и назывании ведущего признака

7

Составление рассказа по произвольным картинкам

С небольшой помощью педагога может составить рассказ, а потом воспроизвести порядок картинок

С помощью педагога может составить рассказ, требуются подсказки для повторного воспроизведения

Составляет рассказ и воспроизводит только с организующей помощью взрослого

8

Сюжетные картинки

Самостоятельно раскладывает картинки в нужном порядке, требуется небольшая помощь в составлении рассказа

Требуется небольшая помощь при раскладывании картинок в нужном порядке и составлении рассказа

Затрудняется в составлении рассказа даже при помощи педагога

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

(кол-во занятий)

1

Знакомство с правилами

0,5

0,5

1

2

Внимание

0,5

2,5

3

3

Память

0,5

1,5

2

4

Мышление

1

2

3

5

Речь

1

2

3

6

Закрепление

0,8

1,2

2

Всего

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Знакомство с правилами

Теория.

Знакомство с  правилами поведения на занятии. Показ и объяснение назначения каждой выбранной ребенком игры. Уборка игр на место. Разъяснение цели занятий.

Практика.

Свободное изучение содержимого кабинета, знакомство с правилами игр, которые выбирает сам ребенок, совместная уборка игр на место. Знакомство с понятиями «память, внимание, мышление, речь» в процессе игры.

     2. Общеразвивающие часть занятий

Теория

Инструкция, демонстрация игровых действий с комментариями. Показ и объяснение правил игры, демонстрация примеров.

Практика

Уборка игр на место после ознакомления и игры. Поиск на бланке цифр по порядку от 1 до 10-50 (в зависимости от возраста), нахождение отличий и сходства предметов, картинок. Нахождение пропавшей из 3-8  картинок, выделение тех, что поменялись местами. Запоминание слов на слух, рисование пиктограмм. Раскладывание предметов или картинок по категориям (овощи, фрукты, ягоды, дикие и домашние животные, одежда, обувь, посуда и др.). Объединение картинок по разным признакам. Выделение лишней картинки из предложенных, называние обобщающих признаков. Выкладывание сюжетных картинок, составление связного рассказа. Рисование историй, пересказ.

    3. Закрепление

Теория

Повторение инструкций и показ действий с играми.

Практика

Самостоятельные действия, использование по назначению игр по инструкции педагога, Выбор ребенком игр, в которые играли, самостоятельное объяснение правил педагогу.

Материально-техническое оснащение

Дидактический материал

Кол-во

1

Бланк с цифрами от 1 до 20/50

1

2

Набор картинок, содержащие в себе одинаковые и различные изображения

1

3

Бланк с заштрихованными предметами

3

4

Бланк с пиктограммами

1

5

Набор картинок с различными категориями предметов (овощи, фрукты, животные, мебель и др.)

1

6

Наборы сюжетных картинок

6


ЛИТЕРАТУРА

  1. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами; пер.с анг. Д.Г.Сергеева. – Екатеринург: Рама паблишинг, 2014
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2014
  3. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Под ред.И.А.смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000
  4. Млодик М.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2014
  5. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2013 г. / под научн.ред.Н.Н.Яковлевой – СПб., 2014
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2002
  7. Пежемская Юли. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. – 2-е изд. – СПб.: НОУДПО «Социальная школа Каритас», 2008
  8. Подготовка в школе  детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред.С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2003
  9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего / пер.с нем. – М.: Генезис, 2013
  10. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография.-СПб.: Речь, 2010
  11. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию психических процессов

Данное занятие выступает как вид психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов. Цель занятия: развитие и коррекция познавательной деятельностиЗадачи:Разв...

"Развитие психических процессов на уроках в начальной школе"

Модифицированная программа по внеурочной деятельности с разработанными занятиями для 1-2 классов....

Презентация "Развитие психических процессов в условиях здоровьесберегающих технологий".

Наряду с образовательной задачей на уроках в коррекционных школах решаются задачи психического развития детей с ОВЗ. Развитие и коррекция мышления, восприятия, памяти, внимания, реч...

Игры на развитие психических процессов

В данной работе предложены игры на развитие психических процессов. Как во время уроков, так и во внеурочной деятельности....

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...