Особенности общения младших школьников с задержкой психического развития
статья на тему

Кузьмина Екатерина Сергеевна

 

Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность обучения, становления личности, адаптация и социализация детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к детям с задержкой психического  развития (ЗПР).

Поэтому изучение специфических особенностей и коррекция недостатков общения детей с ЗПР продолжает оставаться актуальной проблемой специальной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchenie_microsoft_office_word_16.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения младших школьников

с задержкой психического развития

Кузьмина Е.С.,

кандидат психологических наук, доцент  Института  детства при ФГБОУ ВПО «МПГУ».

Проблеме социализации и адаптации  ребенка с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  уделяется большое внимание в специальной педагогике и в специальной психологии. Взаимодействие с окружающими, общение и межличностные отношения оказывают непосредственное воздействие на общее, личностное и психическое развитие в детском возрасте (Л.И. Божович,  М.И. Лисина,  Д.Б. Эльконин и др.)

Современный этап развития общества, выдвигает новые задачи воспитания детей. Социальные и экономические преобразования в России отражаются на здоровье детского населения. Увеличивается количество детей с ОВЗ. Согласно данным клиницистов, педагогов и психологов задержка психического развития в настоящее время является одной из наиболее распространенных форм своеобразного развития психики в онтогенезе.  (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина и др.)

Проблеме общения в детском возрасте уделялось большое внимание (З.М. Богуславская, М. И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.) Вопросы изучения общения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями изучены недостаточно. От уровня овладения коммуникативными навыками зависит успешность обучения, становления личности, адаптация и социализация детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к детям с задержкой психического  развития (ЗПР).

Поэтому изучение специфических особенностей и коррекция недостатков общения детей с ЗПР продолжает оставаться актуальной проблемой специальной педагогики.

Исследование, направленное на изучение своеобразия общения младших школьников с ЗПР, проводилось на базе школы-интерната № 73     г. Москвы. Экспериментальным изучением были охвачены 10 учеников первых классов с диагнозом: задержка психического развития.

Целью исследования явилось изучение форм общения, характерных для детей с ЗПР 7-8 лет. Использовалась методика, построенная на основе приёмов, разработанных  Х.Т. Бедельбаевой, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской. При проведении обследования создавались ситуации, выявляющие одну из трех форм общения: ситуативно-деловая,  внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

При изучении ситуативно-деловой формы общения проводилась игра с участием экспериментатора. Каждому ребенку рассказывали о том, как играть, как пользоваться игрушками, после чего ребенок начинал самостоятельную деятельность. Общение с взрослым осуществлялось в процессе практических действий с игрушками.

При изучении внеситуативно-познавательной формы общения использовались чтение и обсуждение книг. Содержание книг имело познавательную направленность и соответствовало возрасту детей. Экспериментатор читал книгу, отвечал  на детские вопросы, объяснял смысл иллюстраций. Книгу и тему беседы дети выбирали из предложенных самостоятельно.

При изучении внеситуативно-личностной формы общения проводилась беседа на личностные темы. Каждому ребенку задавали вопросы о семье, о сверстниках, об отношениях в классе. Обсуждались поступки разных людей. Экспериментатор рассказывал о себе, о своей семье, друзьях.

Изучение форм общения с взрослым проводилось в определенной последовательности. Ребенка приводили в помещение, где на столе были разложены книги и игрушки. Экспериментатор задавал вопрос: чего бы хотел ребенок: играть с игрушками, читать книжку или поговорить. Взрослый организовывал деятельность, выбранную ребенком, затем ему на выбор предлагали один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребёнок затруднялся сделать выбор самостоятельно, ему предлагалось сначала поиграть, затем почитать и поговорить.

Поведение взрослого характеризовалось доброжелательностью, готовностью к общению и оказанию помощи и поддержки. Каждая ситуация проводилась в течение 15 минут, изучение различных форм общения повторялось три раза.

При проведении изучения особенностей общения первоклассников с ЗПР обращалось внимание на определенные показатели поведения детей, по каждому из них детям начислялось определенное количество баллов:

  1. Порядок выбора ребенком ситуаций: за ситуацию общения, выбранную в первую очередь,  начислялось 3 балла,  во вторую – 2 балла, в третью очередь -  1 балл.
  2. Основной объект внимания в первую минуту эксперимента. Если при попадании ребенка в помещение для обследования, его внимание обращалось сначала на игрушки, начислялся 1 балл за ситуативно-деловую форму общения, если внимание  ребенка обращалось на книги – 1 балл начислялся за внеситуативно-познавательную форму общения, если внимание ребенка привлекалось к  взрослому – 1 балл начислялся за внеситуативно-личностную форму общения.
  3. Уровень комфортности во время эксперимента. Этот показатель отражал внутреннее состояние ребёнка: наличие интереса, эмоциональное состояние, включенность в предложенную деятельность.

За свободное  и раскованное состояние при общении с взрослым начислялось  4 балла,  за напряженное – 3 балла, за скованное – 2 балла, за дискомфортное – 1 балл.

  1. Длительность эксперимента, определявшаяся по желанию ребенка (не более 15 минут) 1 балл начислялся при длительности эксперимента до 5 минут, 2 балла – до 10 минут, 3 балла – до 15 минут, 4 балла начислялось в том случае, если по истечении 15 минут ребёнок проявлял готовность продолжить деятельность.
  2. Особенности речевых высказываний в каждой экспериментальной ситуации. Этот показатель определялся путем количественного подсчета особенностей речевых высказываний детей с учетом тематики, количества и уровня информации.  Для каждой из форм общения были разработаны параметры оценки речевых высказываний. За этот показатель детям начислялось до 4 баллов.

При изучении ситуативно-деловой формы общения 0 баллов

начислялся до 14 высказываний, 1 балл-15 и более, 3 балла – от 15 до 59, 4 балла- 60 и более высказываний, если более 10% из них составляли внеситуативные высказывания, либо вопросы познавательного характера.

При изучении  внеситуативно-познавательной формы общения 0 баллов начислялся до 9 высказываний, 1 балл – 10 и более высказываний,2 балла – до 25 высказываний, если до 30% из них составляли  внеситуативноные  высказывания или вопросы познавательного характера; 3 – балла 20 и более высказываний; 4 балла – 26 и более высказываний, если более 30% из них составляли внеситуативные высказывания или познавательные вопросы.

При изучении  внеситуативно-личностной  формы общения 0 баллов начислялся до 9 высказываний; 1 балл - 10 и более высказываний,  2 балла – до 25 высказываний, если до 30% из них составляли внеситутивные высказывания или вопросы познавательного характера;  3 балла – 20 и более высказываний; 4 балла – 26 и более высказываний, если более 30% из них составляли внеситуативные высказывания или познавательные вопросы.

При изучении внеситуативно-личностной формы общения 0 баллов начислялся до 10 высказываний; 1 балл – 11 и более высказываний, если оценочные высказывания составляли до 10% всех внеситуативных; 3 балла – 11 и более высказываний, если оценочные высказывания составляли до 20% всех внеситуативных; 4 балла – 11 и более высказываний, если оценочные высказывания составляли более 20% всех внеситуативных.

По итогам обследования подсчитывалось общее количество баллов, которое соответствовало разному уровню общения детей с взрослым в каждой предложенной ситуации. Общий результат выводился по трем ситуациям, соответствующим ситуативно-деловой,  внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения. В целом, для каждого ребёнка по каждой форме общения фиксировались три результата. Доминирующей для ребёнка формой общения становилась та, которая оценивалась наибольшей суммой баллов.

Результаты проведенного исследования позволили установить, что подавляющему большинству первоклассников с ЗПР, принявшим участие в эксперименте, свойственна ситуативно-деловая форма общения. Эта форма общения преобладает у 8 учащихся из 10. Данные о ведущих формах общения у детей по результатам обследования приведены в таблице1.

Таблица 1

Ведущие формы общения младших школьников с ЗПР (данные  приведены в процентах)

Ведущая форма общения

Количество детей

Ситуативно-деловая

92

Внеситуативно-познавательная

8

Внеситуативно-личностная

0

На этом этапе исследования все дети в первую очередь выбирали игру. Они без особого желания воспринимали чтение книги экспериментатором. Предложение побеседовать вызывало непонимание, недоумение и прямой отказ.

Уровень комфортности оказался максимальным при взаимодействии детей с игрушками. В единичных случаях дети спокойно чувствовали себя в ситуативно-деловой ситуации. Многие испытуемые (7 из 10) при общении с экспериментатором проявляли пассивность и скованность. При обсуждении книг они часто отвлекались, вопросы по содержанию текстов вызывали растерянность.

Только 5 человек из 10 вступали в личностные беседы с взрослым.

Длительность эксперимента, определявшаяся по желанию ребенка, достигала максимума в игре. Дети неохотно оставляли игрушки, когда им предлагалось чтение или словесное общение  с взрослым. Испытуемые иногда совсем отказывались от других видов деятельности, предпочитая игровую.

Анализ речевых высказываний позволил установить, что дети говорили чаще и интенсивнее в ситуации, моделирующей ситуативно-деловую форму общения (62,3% высказываний). Значительно меньше дети с ЗПР 7-8 лет говорили в ситуации, моделирующей внеситуативно-познавательную форму общения (24,4%), и лишь 13,3% всех высказываний пришлось на долю внеситуативно-личностной формы общения. Данные о количестве речевых высказываний представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количественные показатели речевых высказываний младших школьников с ЗПР в разных ситуациях общения (данные представлены в процентах)

Форма общения

Количество речевых высказываний детей

Ситуативно-деловая

62,3

Внеситуативно-познавательная

24,4

Внеситуативно-личностная

13,3

Анализ содержания речевых высказываний показал, что их подавляющее большинство составили ситуационные высказывания. Дети охотнее делились мнением об одноклассниках, чаще рассказывали о себе и членах семьи. В их рассказах преобладала информация об их собственных игрушках, предметах быта, животных. Преобладали информационные высказывания по типу простой констатации фактов («У меня новая ручка», «Это мой платочек» и т.д.) Они составляли 86,25% всех речевых высказываний. Дети почти не обсуждали познавательных вопросов («Почему ночью темно?», «Почему дует ветер?» и т.д.), которые составили 4,5% всех высказываний. Было выявлено только 1,8% сообщений оценочного характера («Миша добрый, он конфетами делится»). Данные об особенностях речевых высказываний представлены в таблице3.

Таблица 3

Особенности речевых высказываний младших школьников с ЗПР (данные приведены в процентах)

Характер высказываний

Количество высказываний

Ситуативные

80,2

Внеситуативные

19,8

Информационно-констатирующие

86,25

Вопросы познавательного характера

4,5

Оценочные

1,8

Наше небольшое исследование показало необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию внеситуативных форм общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Таким образом, общение с взрослым у детей с ЗПР 7-8 лет в целом, отличается недоразвитием. Большинству обследованных детей с ЗПР 7-8 лет свойственна ситуативно-деловая форма общения, являющаяся ведущей для детей с нормальным развитием в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Только у двух обследованных детей из 10 ведущее место стала занимать внесетуативно-познавательная форма общения, занимающая ведущее место для нормально развивающихся детей в возрасте от 3 до 5 лет. Ни у одного из учащихся с ЗПР первого класса,  участвовавших в исследовании, не было выявлено преобладания внеситуативно-личностной  формы общения с взрослым, характерной для их обычных сверстников.  В целом, первоклассники с ЗПР проявили низкий уровень речевого общения с взрослым.

Наше небольшое исследование показало необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по развитию внеситуативных форм общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бедельбаева Х.Т., Смирнова Е.О. Общение с взрослым – основной  источник психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 1984.- №11.

Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития //СПб.: Речь, 2007. – 168с.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Москва., 1986

Рузская А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого// Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. Т.2. Москва., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Доклад " Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе"

Доклад  Особенности обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательной школе...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных,...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...

Презентация Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития...