Практико-значимая работа "Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"
статья (1 класс) на тему

 В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье». Это позволило нам четко определить предмет изучения.

   Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

    Чтобы оказать психологическую поддержку ученика, школа должна следовать следующим технологиям: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение. Умелое использование данных технологий позволяет вовремя выявить проблемы и скорректировать поведение как учеников, так и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практико-значимая работа49.04 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ИМЦ  г. Луховицы  Московской области  

Практико-значимая работа по теме:

«Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности»

                                                                              Выполнила:

                                                                          Раимова Анастасия Николаевна,

                                                                     воспитатель группы продленного дня

                                                              МБОУ «Гимназия № 10»

Группа: ПБОС 2-18

2018 г  

                                                    Содержание …………………………………...2

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Понятие: «безопасная образовательная среда» ………………………………5

3.Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде……………………………………………………………6

4.Моделирование и технологии  создания психологической безопасности  образовательной среды………...............................................................................7

5. Угрозы психологической безопасности образовательной среды…………...9

6. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды…... 10

7.Исследование безопасной окружающей среды в «Гимназии № 10» ……..  11

8.Заключение…………………………………………………………………….17

9.Список  литературы……………………………………………………………18


  1. Введение

   Переход образовательных учреждений на образовательные стандарты нового поколения задаёт новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте закономерно актуализируется вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. В рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения.

   Образовательная среда по-разному влияет на развитие, здоровье, воспитание каждого ребенка, поэтому жизненно важной становится проблема обеспечения безопасности среды образовательного учреждения для формирования всесторонне развитой личности.

   Современная школа должна создавать эффективно функционирующую модель безопасной образовательной среды, для которой характерно наличие специально создаваемых условий, с помощью которых оптимизируются процессы воспитания и развития личности ребёнка, а также создаются возможности, необходимые для успешной социализации детей.

   Комфортность и безопасность образовательной среды школы обеспечивается единством действий всех участников образовательного процесса. Разработка  безопасной образовательной среды и подбор оптимальных элементов может способствовать не только развитию знаний у её участников и формирований умений в её организации, но и оздоровлению и реабилитации граждан. Важно, чтобы безопасная жизнедеятельность стала потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путём формирования нового мировоззрения, норм и традиций безопасного поведения людей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом.

    Цель данной научно-практической работы  состоит в определении феномена психологической безопасности образовательной среды для полноценного   развития  личности.

    Задачи: 
- дать определения понятиям «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
- определить основные угрозы отсутствия психологической безопасности образовательной среды;

- определить основные технологии формирования безопасной образовательной среды;

- изучить состояние психологического здоровья  учеников МБОУ «Гимназия № 10».
Объект исследования: учащиеся средней общеобразовательной школы, как субъекты безопасной образовательной среды

Предмет исследования: безопасная образовательная среда, как условие формирования всесторонне развитой личности.

Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме.                                                                                 Практическая значимость исследования определяется:                                                                        - позитивными приращениями в личностном росте школьников, обусловленными реализацией разработанной программы формирования личностно ориентированной образовательной среды школы,

- обогащением всех компонентов образовательной среды школы, созданием открытой информационной среды школы; разработкой диагностических средств оценки образовательной среды школы в контексте личностно ориентированного образования, возможностью их использования всеми участниками образовательного процесса.


  1. Понятие «образовательная среда»

   Образовательная среда – понятие, которое в последнее десятилетие широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяется как образовательная среда.

   Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека.

   Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.

   Идеи развития образовательной среды разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов, так и зарубежной психологии. По мнению В.А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об окружающей среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. В понимании В.В. Рубцова, образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом. По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных. По мнению В.И. Слободчикова, среда понимается как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существующая как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.  Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде  определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою частную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

    Психологическое здоровье – это условие жизненной успешности человека и гарантия благополучия его в жизни.

   Характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды быть безопасной, являются:

- переполненные классы, в которых бывает трудно сохранить нацеленность на обучение, и учитель не успевает уделять внимание максимальному количеству учащихся;

- недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины;

- неприятие других культур;

- отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей;

- напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.

   Что же повышает безопасность образовательной среды и ее защитную функцию? Это:

 - доброжелательная атмосфера,
- высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся;                                                                                                                    - высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения;                                                                                                                               - вовлеченность родителей;
- обучение социальным навыкам взаимодействия.

  1. Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде  

   Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».    Факторами риска могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются переход из основной в старшую школу: при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

    Понятие «угроза» определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12-24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи. Среди причин психологического насилия выделяют причины: биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.  Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания. Для того,  чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для безопасности, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

   Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими  психологическую безопасность, являются:           1) доброжелательные отношения, включающие в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.;  2) дисциплина.

   Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся ведут себя как заключенные, и насилие для них является способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

   Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), таким как возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения;  рассмотрение в группе трудных ситуаций прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям; акцентирование внимание на поступках и ответственности, а не на личности.

   Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.    

  1. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды

    Создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

    Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учащихся, родителей.

  Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступает: интегральный показатель отношения к среде, индекс психологической безопасности, индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

   Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

   Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

   Основными положениями концепции психологической безопасности образовательной среды являются образование и образовательная среда как часть образовательного пространства. Школа должна создавать стабильные условия и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития,  социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психическо-социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школ – это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

    Психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.

    В исследованиях используются тренинги социальных и жизненных умений в целях психологической поддержки и развития. В данном подходе на основе поведенческой терапии, обогащенной приемами гуманистической психологии, выделяют три основные модели:

- первая модель включает следующие категории жизненных умений: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития «Я-концепции»;

- вторая модель в качестве целей тренинга включает: межличностное общение, поддержание психологического здоровья, развитие аутентичности и принятие решений;

- третья модель включает тренинги эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки.

   Обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, является своеобразным механизмом создания психологической безопасности образовательной среды.

    Работа в направлении создания психологической безопасности должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно-психологического напряжения, повышает способность к самореализации, т.е. способствует повышению психологического здоровья. Качество процесса взаимодействия обеспечивается диалогическим общением, сотрудничеством, отказом от психологического насилия.

    Основными методически-организованными условиями осуществления предлагаемых участников образовательного процесса психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются следующие:

  1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды: учениками, учителями, родителями.
  2. Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
  3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
  4. В каждой из программ, помимо задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются выше названные аспекты.
  5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которых совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды, которая должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
  6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

  1. Угрозы психологической безопасности образовательной среды

   Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному и психологическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, т.е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия. Анализ работ по проблемам насилия дает основание выделить следующие ее проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение делать что-то против желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение.

  Угрозой психологической безопасности будет и непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.  Отсюда, еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное. Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

   В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

   Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отношений участников социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье.

  1. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды

    Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

-принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

-принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие;

- принцип моделирования психологической безопасности образовательной среды школы – помощь в формировании социально-психологических умений, дающих возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

     Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю. Его реализация позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

   Итак, психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности, взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

  1. Исследование безопасной окружающей среды в образовательной организации «Гимназия № 10»

    В гимназии осуществляется психолого - педагогическое сопровождение учащихся, которое строится на диагностической основе

Основные вопросы диагностики:

- изучение психолого-педагогического статуса первоклассников, пятиклассников, десятиклассников;

- диагностика уровня адаптации 1-х классов в школе I ступени;

прогнозирование готовности к обучению в среднем звене  учащихся 4-х классов;

- диагностика уровня адаптации 5-х классов в школе II ступени;

- диагностика уровня адаптации 10-х в школе III ступени;

-диагностика учащихся 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ;

-диагностика учащихся 9-х классов в период подготовки к ГИА.

Повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию такие характеристики, как доброжелательная атмосфера, одинаковые способы оценивания учащихся, высокий уровень вовлеченности школьников и их родителей в образовательную среду и процесс обучения, обучение участников образовательного процесса социальным навыкам взаимодействия.

Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно-ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношениях (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников. Все это возможно тогда, когда образовательный процесс ориентирован на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а не на передачу знаний. Этому принципу  и следует гимназия.

Для достижения этого работа методической службы школы нацелена на то, чтобы педагоги гимназии в системе овладели методиками личностно- ориентированного, здоровьесберегающего обучения, внедряли в учебный процесс деятельностно - компетентностный подход. С этой целью за последние три года в школе были проведены следующие теоретические конференции и педагогические советы: «Обучение школьников рациональным приемам усвоения знаний, формирование ключевых компетенций на основе использования в УВП современных образовательных технологий», «Управление познавательной деятельностью учащихся на основе компетентностного подхода», «Учитель-профессионал. Какой он?», «Современный урок - урок развития личности».  ШМО работало по теме «Формирование компетентности участников образовательного процесса как системообразующий фактор инновационного развития гимназии», на котором обсуждались вопросы профессиональной компетентности педагогов, исследовательской деятельности как развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и др.

   Так как я работаю воспитателем группы продленного дня в выше названной образовательной организации, считаю, что психологическая безопасность в классе зависит от комфорта внутренней среды, т.е. от совокупности всех условий, позволяющих сохранять и развивать психофизиологическое здоровье учащихся, содействовать их включенности в учебно-воспитательный процесс.

    Структурными компонентами комфорта могут быть обозначены психологический, интеллектуальный и физический комфорт, в совокупности обеспечивающие условия для полноценного развития младшего школьника и становления его субъектности.

   Психологический комфорт есть некое состояние гармонии между состоянием психики младшего школьника и всей совокупности условий образовательной среды начальной школы (социально-психологических, организационно-педагогических, дидактических и других условий). Результатом психологического комфорта служит отсутствие тревожности, присутствие оптимизма и состояния позитивного возбуждения, удовлетворенности от процесса учебы и общения.

   Интеллектуальный комфорт обеспечивается гармонией между интеллектуальными проявлениями младшего школьника и условиями, обеспечивающими реализацию его интеллектуальных способностей.

   Физический комфорт предполагает наличие гармонии между психологическим состоянием личности младшего школьника и той предметно-вещной средой, которая обеспечивает реализацию его физических и психических способностей.

    Источниками всех видов комфорта являются условия среды и личностные ресурсы младшего школьника.

   Мы реализуем интегративный подход к исследованию психологической безопасности образовательной среды.

   Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Школьник стремится к выполнению должностных норм, которые предлагают ему взрослые, у него есть желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.

    Межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Важна социально-психологическая атмосфера, которая создает оптимальные условия для развития школьника: порождает чувство психологической защищенности, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других.

   Для многих учащихся школы в основе межличностных отношений лежат микрогруппы (2-3 человека). Поведение школьников импульсивно, самоконтроль развит не у всех, не всегда он способен сдерживать себя. Поэтому у нас в гимназии четко ведется психолого-педагогическое сопровождение – система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающую разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленных на выявление и использование опыта ученика, раскрытие способов его мышления, индивидуального развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

   Цель сопровождения заключается в создании психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в положительной психологической среде.

   Принципы сопровождения: 1) принцип раскрытия личности ребенка, 2) принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка, 3) принцип приоритета личностного развития (обучение выступает как средство развития личности каждого ребенка).

   Сопровождение рассматривается как процесс целостной деятельности учителя и психолога, в рамках которой выделены компоненты: 1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения при помощи психолого-педагогической диагностики; 2) создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения и воспитания.

   На основе данных психологической диагностики определяется личность и характер ребенка. Особое внимание уделяется тем детям, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, в общении со сверстниками и взрослыми, психологическим самочувствием.

   Так, психологом было проведено исследование первоклассников, воспитателем группы продленного дня я являюсь сейчас, в начале 2016 учебного года с целью проверки уровня адаптации учеников к обучению в новых условиях.

    Задача: выявить детей, нуждающихся в психологическом сопровождении.

    Способы сбора информации: тестирование, рисуночные методики, собеседования с детьми, классным руководителем, родителями учеников.

   Было установлено, что в классе из 26 учащихся с высоким уровнем адаптации к школе 19 человек, 3 человека имеют средний уровень адаптации, из которых 2 имеет компенсируемое состояние усталости, 1 человек имеет хроническое переутомление и 1 человек находятся в перевозбужденном состоянии. Учеников с низким уровнем адаптации не выявлено. Психологом были разработаны рекомендации: компенсируемое состояние усталости у одного из детей – самовосстановление оптимальной работоспособности за счет периодического снижения активности; необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Хроническое переутомление – истощение, низкая работоспособность, нагрузки непосильны для ребенка, рекомендуется обратить внимание  родителей на режим дня, оказание ребенку содействие к учебной деятельности. Перевозбуждение обусловлено работой ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, снижение нагрузки.

   С учениками, нуждающимися в дополнительной психологической помощи  для адаптации в школе, проводилось дополнительное психолого-педагогическое сопровождение.

   Спустя год, в начале октября 2017 года мною проводилось в этом же классе анкетирование.

  Анкетирование для определения школьной мотивации в 1 «г» классе гимназии  

  Было опрошено 27 учащихся. Дети отвечали на поставленные вопросы.

Цель проведения анкетирования: выявить некоторые проблемы, влияющие на успешное обучение и воспитание, наметить пути на снятие эмоционального напряжения и создание комфортных условий для каждого ребенка. Планирование консультаций и советов для родителей.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?  

Не очень – 7 чел. – 26%

Нравится – 15 чел. – 55,5 %

Не нравится – 5 чел. – 18,5 %

  1. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома – 5 чел. – 18,5 %

Бывает по-разному – 15 чел. – 55,5%

Иду с радостью – 7 чел. – 26%

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

Не знаю – 6 чел. – 22 %

Остался бы дома – 8 чел. – 30 %

Пошел бы в школу – 13 чел. – 48 %

  1. Тебе нравится, когда отменяют какие-либо уроки?

Не нравится – 7 чел. – 26 %

Бывает по-разному – 10 чел. – 37 %

Нравится – 10 чел. – 37 %

  1. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только перемены?

Не знаю – 1 чел. – 4 %

Не хотел бы – 16 чел. – 59 %

Хотел бы – 10 чел – 37 %

  1. Ты часто рассказываешь родителям о школе?

Часто – 16 чел. – 59 %

Редко – 9 чел. – 33 %

Не рассказываю – 2 чел. – 74 %

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю – 0 чел. – 0%

Хотел бы – 6 чел. – 22 %

Не хотел бы – 21 чел. – 78 %

  1. У тебя в классе много друзей?

Мало – 4 чел. – 15 %

Много –23чел. – 85 %

Нет друзей – 0 чел. –0 %

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся –20 чел. –74 %

Не очень – 7 чел. – 26 %

Не нравятся – 0 чел. – 0 %

   Анкета показала, что в основном дети охотно посещают школу. Имеют друзей не только в классе, но и в параллельных классах, и даже вне школы. Многие дети делятся с родителями впечатлениями и своими успехами в школе. Но есть дети, их немного, которым не очень нравятся занятия в школе, с ними продолжалась вестись работа, способствующая формированию позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

    Психологический комфорт есть некое состояние гармонии между состоянием психики младшего школьника и всей совокупности условий образовательной среды начальной школы. Результатом психологического комфорта служит отсутствие тревожности, присутствие оптимизма и состояния позитивного возбуждения, удовлетворенности от процесса учебы и общения. Интеллектуальный комфорт обеспечивается гармонией между интеллектуальными проявлениями учащихся и условиями, обеспечивающими реализацию их интеллектуальных способностей.

  Комфорт образовательной среды – это совокупность всех условий, позволяющих сохранять и развивать психофизиологическое здоровье учащихся, содействовать их включенности в учебно-воспитательный процесс.

В начале этого учебного года (2018-19 учебный год) было проведено анкетирование в

1 «в» классе. Результаты были таковы:

Анкетирование для определения психологической безопасности и комфортности в

1 «в» классе.

№ п/п

Показатели безопасности и комфортности

Количество детей  (%)

1

Настроение, с которым я иду в школу.

  1. Наличие друзей в школе
  2. Интерес к учебе
  3. Наличие проблем в школе,  из них

с одноклассниками

со старшеклассниками

с  учителями

100% ответили

  1. 80 %
  2. 6 %
  3. 7 %

3,5 %

3,5%

0 %

2

Знаю ли я, с кем я могу поделиться своими проблемами?

  1. С родителями
  2. С учителем или психологом
  3. С одноклассниками

100 %

  1. 46,5%
  2. 46,5
  3. 7 %

3

Какие чувства я испытываю на уроке?

  1. Интерес
  2. Скука
  3. Тревога

100 %

  1. 92 %
  2. 8 %
  3. 0 %

4

Какие чувства я испытываю во время перемены?

  1. Радость
  2. Скука
  3. Тревога

100 %

  1. 100 %
  2. 0 %
  3. 0 %

5

Испытываю чувства тревоги при общении

  1. С учителем
  2. С одноклассниками
  3. Со старшеклассниками 

100 %

  1. 4 %
  2. 0 %
  3. 37 %

6

Наличие личных проблем. К кому обращусь за помощью?

  1. К учителю
  2. К родителям
  3. К одноклассникам

100 %

  1. 55 %

  1. 55 %
  2. 0 %

7

Учитель создает условия для проявления и развития моих способностей

  1. Согласен
  2. Трудно сказать
  3. Не согласен

100 %

  1. 91 %
  2. 9 %
  3. 0 %

8

Я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с учителем

  1. Согласен
  2. Трудно сказать
  3. Не согласен

100 %

  1. 100 %
  2. 0 %
  3. 0 %

9

Учитель проявляет доброжелательное отношение ко мне

  1. Согласен
  2. Трудно сказать
  3. Не согласен

100 %

  1. 100 %
  2. 0 %
  3. 0 %

  Таким образом, большинство детей в школу идут в хорошем настроении. Те дети, которые ответили по-другому, связывают пониженное настроение с недосыпанием. Те ребята, которые указали, что у них есть близкие друзья, добавили, что друзья есть и вне школы.  У других  маленький интерес к школе проявляется в том, что они занимаются спортом или хореографией и хотят сделать спортивную карьеру, а в школу ходят только потому, что понимают необходимость получения образования для карьеры. Дети, которые сомневаются в том, что учитель создает условия для проявления и развития их способностей, также связывают свою внеурочную деятельность в образовательных организациях дополнительного образования, а не с учебной деятельностью. Дети, испытывающие тревогу в общении со старшеклассниками, предпочитают общаться со сверстниками.


Заключение

    В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье». Это позволило нам четко определить предмет изучения.

   Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

    Чтобы оказать психологическую поддержку ученика, школа должна следовать следующим технологиям: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение. Умелое использование данных технологий позволяет вовремя выявить проблемы и скорректировать поведение как учеников, так и учителей.

     Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности. Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

     МБОУ «Гимназия № 10» активно работает над вопросом психологической безопасности образовательной среды. На основе анкетирования учеников гимназии было выявлено позитивное отношение учеников к процессу обучения. В школе присутствует доброжелательная атмосфера, высокий уровень вовлеченности школьников и их родителей. Педагоги школы системно овладели личностно-ориентированным подходом в обучении, что ведет за собой корректное психологическое развитие учеников. В учебном учреждении на постоянной основе проходят психолого-педагогические конференции, на которых прорабатываются вопросы психологической безопасности образовательной среды.


Список литературы

1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб. 2002.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб. 2002.

3. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

5. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды//Педагогическая психология. СПб: Питер, 2010

6. Регуш Л.А. Безопасность обучения школьников// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. С-Петербург, М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

Практико- значимый проект "Использование ИКТ на уроках литературного чтения как важный фактор развития познавательной активности учащихся"

Здесь вы найдёте материал, который поможет сделать уроки литературного чтения с помощью данной технологии более интересными...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

Внеурочная деятельность школьников как полноценное пространство воспитания и социализации личности.

Статья о начале работы по ФГОС в рамках региональной экспериментальной площадки...

«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:Введение……………………………………………………………..Глава 1 : «Методы, направленные  на формирование речевого творчества» ………………………………………………………….1.1  Метод проблемной ситуации……………………………...1....

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...