Главные вкладки

    «Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
    статья (чтение) на тему

    Ларина Ирина Георгиевна

    Могут пользоваться учителя начальных классов.

    Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_attestacii.docx16.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема

    «Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».


                                                                                Учитель: Ларина Ирина Георгиевна

     

    Санкт- Петербург

    2013 год

    По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.
    Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.
    Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

    Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
    Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель». «Квалифицированный читатель», по определению новых Федеральных стандартов, читатель который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактам.

    В качестве условий реализации программы приобщения школьников к чтению выступают:
    — создание позитивного имиджа чтения и повышение его престижности;
    — формирование мотивирующей среды культуры чтения;
    — формирование межпредметного (междисциплинарного) подхода;
    — формирование эстетического вкуса;
    — обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения и обеспечение учащихся текстами.

    В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.
    К наиболее эффективным технологиям, применяемыми учителями начальных классов, можно отнести:
    — ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
    Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами понимания и оценки информации. Учебный процесс строится на взаимодействии личности и информации.
    Урок содержит три фазы: вызов, осмысление, рефлексии. Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества. Совместного планирования и осмысления.
    — ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.
    В образовательной системе «Школа 2100» на уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
    Первый этап: работа с текстом до чтения:
    АНТИЦИПАЦИЯ ( предугадывание предстоящего чтения) – определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
    Второй этап: работа во время чтения текста:
    После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.
    При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.
    Третий этап: работа с текстом после чтения:
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
    — ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ.
    На основе изучаемого произведения и его анализа, учащиеся как бы примеряют сюжет на себя и проводят исследования по теме художественного произведения, где главными героями становятся они сами.
    Вот в 3 –А классе при изучении произведения Осеевой «Бабка» ребята создали проекты о своих бабушках и дедушках.
    — ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:.
    Учитель на уроке преподносит содержание предмета так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия с использованием других информационных источников. И на основе этих открытий создавали свои творческие работы. Так учащийся 4-го класса, изучив швейцарские народные легенды, создал свою «Балладу о Вильгельме Телле». И участвовал в конкурсе проектов в рамках «Европейские недели в детских библиотеках Подмосковья».
    — ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
    Применение групповой работы на уроках чтения, по нашему мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений костюмы, готовят выступление.
    В качестве контрольно-измерительных материалов мы используем тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся.
    Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
    С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
    В результате мы бы хотели видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
    Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности, патриотизму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

    Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

    Формирование читательской компетентности учащихся

    Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

    «Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

        «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.        По исслед...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

    Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

    В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

    Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника

    Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.      Нравственное воспитание явля...