«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
статья по чтению на тему

Кудинова Алевтина Ивановна

      «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.

        По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

      «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.

        По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций.

        Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения»  рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

         Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

     

      Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

       Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель».  «Квалифицированный читатель», по определению новых Федеральных стандартов, читатель который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактам.  

       В качестве условий реализации программы приобщения школьников к чтению выступают:

- создание позитивного имиджа чтения и повышение его престижности;

- формирование мотивирующей среды культуры чтения;

- формирование межпредметного (междисциплинарного) подхода;

- формирование эстетического вкуса;

- обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения и обеспечение учащихся текстами.

       В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.

 К наиболее эффективным технологиям, применяемыми  учителями начальных классов, можно отнести:

- ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.

В образовательной системе «Школа 2100» на уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения:

АНТИЦИПАЦИЯ ( предугадывание предстоящего чтения) – определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста:

После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного.

При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения:

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями. Творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

- ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ.

На основе изучаемого произведения и его анализа, учащиеся как бы примеряют сюжет на себя и проводят исследования по теме художественного произведения, где главными героями становятся они сами.

Вот в 3 –А классе при изучении произведения Осеевой «Бабка» ребята создали проекты о своих бабушках и дедушках.

- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:.

Учитель на уроке преподносит содержание предмета так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия с использованием других информационных источников. И на основе этих открытий создавали свои творческие работы. Так учащийся 4-го класса, изучив швейцарские народные легенды, создал свою «Балладу о Вильгельме Телле». И участвовал в конкурсе проектов в рамках «Европейские недели в детских библиотеках Подмосковья».

- ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Применение групповой работы на уроках чтения, по нашему мнению, удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений, учащиеся распределяют роли, подбирают костюмы, готовят выступление.

          Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.

       С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

      В результате мы бы хотели видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

    Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности, патриотизму.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Формирование читательской компетентности учащихся

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Нравственно – эстетическое воспитание – важнейшая сторона развития личности школьника

Учитель в школе располагает большими возможностями для разностороннего развития детей в процессе их эстетического и нравственного воспитания.      Нравственное воспитание явля...